Изменится ли у белорусов спрос на электрокары

Даем статистику и выясняем нюансы

Благодаря изменениям в законодательстве с 2019 года в Беларусь стало выгодно экспортировать электромобили. Увы, из-за требований остальных участников Таможенного союза с 1 января 2022 года нам вернули таможенный налог 15%, зато НДС по-прежнему остался нулевым.

Изменится ли у белорусов спрос на электрокары

Bamper.by решил выяснить, что произошло с внутренним рынком электромобилей в стране за это время и чего ждать любителям «зеленого» транспорта в будущем.

Температура по больнице

Несмотря на то что развитие электрокаров стало устойчивой тенденцией для мирового автопрома еще 8 лет назад, в Беларусь дилеры стали возить новые модели относительно недавно. Причем сегодня белорусский рынок новых электрокаров монополизировали только премиальные производители.

Согласитесь, вряд ли среднестатистический гражданин РБ может позволить себе что-нибудь из модельного ряда Land Rover PHEV или Volvo Recharge, не говоря уже о столь высокобюджетных электромобилях, как Audi e-tron, Jaguar i-Pace и BMW iX, которые продаются по цене столичной квартиры, а то и двух. На этом фоне даже популярный в Европе BMW i3 не кажется выгодным предложением, если покупать его прямо из салона…

А вот бюджетные «электрички» дилеры «народных» марок (вроде Renault, Peugeot или Volkswagen), представленных в Беларуси, не возят в страну совсем. Зато с этой задачей отлично справляются компании, специализирующиеся на доставке различного рода «бэушки», у которых автомобили на электротяге за последние несколько лет составляют более 50% всего экспорта. Если не верите, можете съездить на СВХ «Колядичи» и прогуляться между рядами импортной техники – количество одних только модификаций Tesla вас удивит.

При этом нужно понимать, что из-за непрекращающейся пандемии коронавируса, закрытых границ, нарушенной транспортной логистики и локального локдауна в экономике многих стран спрос на такую технику в настоящий момент значительно опережает предложение.

А учитывая, что электрокары, несмотря на то что под завязку набиты высокотехнологичными решениями, являются такими же участниками дорожного движения, как и авто с ДВС, а значит, точно так же «хорошо» бьются, на вторичном рынке возникает вполне логичный дефицит запчастей.

Как правило, белорусы везут в страну битые «электрички», которые затем нужно восстанавливать. Но далеко не каждый автолюбитель, решаясь купить машину по такой схеме, думает о том, где будет брать необходимые комплектующие. 

Битый битого починяет

Чтобы как-то справиться с резко возросшим запросом на специфические запчасти, местные продавцы, привыкшие оперативно подстраиваться под любые изменения рынка, тоже начали возить из США аварийные экземпляры электрокаров для их последующего разбора.

Просматривая внутреннюю статистику представленных на нашем сайте товаров различных групп, мы были озадачены той скоростью, с которой сокращается количество комплектующих для «электричек». По состоянию на текущий момент общее их число достигает 1620 единиц, тогда как всего месяц назад было вдвое больше. Bamper.by извлек на свет пыльные архивы, чтобы проследить, насколько интенсивными были запросы на различные группы комплектующих в 2019-2021 гг.

Модель Количество запросов за год    
2019 2020 2021
Audi e-tron - - 13
BMW i3 40 600 1151
BMW i8 1 6 12
Chevrolet Bolt - 121 245
Chevrolet Volt 18 185 202
Fiat 500e - - 5
Jaguar i-Pace - - 38
Nissan Leaf 11 251 547
Renault ZOE - - 2
Tesla Model 3 - 925 4535
Tesla Model S 18 524 2163
Tesla Model X 2 175 856
Tesla Model Y - 2 380
VW e-Golf - - 11

Как видно из нашей статистики, на протяжении трех лет запросы на комплектующие к электрокарам показали устойчивый рост. При этом вторичный рынок уверенно расширялся за счет новых моделей, в то время как «пионеры» вроде Nissan Leaf и BMW i3 прибавляли в числе.

Важно: помимо таможенных преференций для физических лиц государство активно взялось за развитие инфраструктуры для комфортной эксплуатации электромобилей. Первые станции быстрой зарядки появились в столице еще в 2018 году (14 единиц), с тех пор их количество ежегодно возрастало. Так, по информации пресс-службы ПО «Белоруснефть», в ноябре 2019 года по всей стране было введено в эксплуатацию 130 зарядных станций, в марте 2020-го – порядка 250 станций, а к концу 2021-го – почти 600 станций. Данного количества уже достаточно для эксплуатации 25 тысяч электромобилей (по официальной статистике в Беларуси на данный момент зарегистрировано более 4 тысяч машин на электротяге). При этом на основных автомагистралях установлены зарядные станции мощностью 180 кВт, которые обеспечивают зарядку аккумуляторной батареи на 100 км за 6 минут.

Особенно любопытен рост количества модификаций Tesla, среди которых самый дешевый представитель модельного ряда Model 3, выпущенный в 2018 году, без транспортных расходов и ремонта обойдется в $18.500. Многие автомобилисты, восстановив такой электромобиль и опробовав в эксплуатации, затем продавали его, например, в РФ по завышенной стоимости и умудрялись зарабатывать на разнице.

Причем стоимость комплектующих для восстановления различных моделей электрокаров нельзя назвать низкой. Для сравнения мы подобрали несколько наиболее популярных позиций из нашего каталога с учетом образовавшегося дефицита комплектующих.

 Модель  Запчасть Приблизительная стоимость (USD) 
 Tesla Model 3          Высоковольтная батарея  $4000-8000
 Электромотор  $2000-3490
 Фара передняя (комплект)  $100-700
 Бампер передний  $100-900
 Тормозные колодки (комплект)  $80
 BMW i3                         Высоковольтная батарея  $2600-3000
Электромотор  $1600-2900
Фара передняя (комплект)  $350-1020
Бампер передний  $60-350
Тормозные колодки (задние)  $150-214
 Chevrolet Bolt             Высоковольтная батарея  $6000-6600
Электромотор  $500
Фара передняя (комплект)  $60
Бампер передний  $400
Тормозные колодки (задние)  $36-37
 Nissan Leaf                 Высоковольтная батарея  $1600-5350
Электромотор  $350-1950
Фара передняя (комплект)  $450-780
Бампер передний  $80-350
Тормозные колодки (задние)  $20

***

Что следует из написанного? Рынок электрокаров, вопреки прогнозам скептиков, показал стремительный рост во многом благодаря содействию государства. Но из-за внесения изменений в действующее законодательство такая тенденция в 2022 году вряд ли сохранится. И если вы хотите попробовать себя в роли владельца «транспорта будущего», следует быть готовым к тому, что такая покупка уже не будет настолько выгодной, как была год назад. А еще при покупке битых авто со страховых аукционов США следует заранее озаботиться покупкой необходимых запчастей для восстановления, чтобы не столкнуться с их дефицитом в Беларуси.

09.01.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 825 290
Запчастей
24 998
Шин
28825
Продавцов