Дома на колесах: самые старые и знаменитые

Современные автодома оснащены всем необходимым для комфортной жизни во время путешествий и являются неплохой альтернативой загородным поместьям и дачам. Правда, стоимость даже подержанных кемперов нередко оказывается выше, чем у настоящей недвижимости, что резко снижает их привлекательность для клиентов. Тем не менее автономные дома на колесах по-прежнему популярны в автомобильной Европе и США. Сегодня расскажем, как они выглядели на заре своего появления и как идею кочевого образа жизни продвигали в массы.

Дома на колесах: самые старые и знаменитые

Отправная точка

О том, что путешествовать на дальние расстояния можно с относительным комфортом, додумались еще римляне, которые с I века до н.э. начали использовать для этих целей закрытые телеги, подрессоренные кожаными ремнями или металлическими цепями. Позже этот вид транспорта эволюционировал в карету – конный экипаж различной вместимости, на котором представители знати, духовенства и купечества проездили все Средневековье и эпоху Возрождения.

Пионеры Америки на собственном опыте доказали, что в фургонах – крытых полотном повозках, запряженных лошадьми, можно жить. Невзирая на то что по большей части в них размещались пожитки и припасы, а сами колонизаторы предпочитали спать в палатках или вовсе под открытым небом, на случай холодов в фургонах имелась небольшая печь и запас дров, чтобы согреться. Данный коллективный опыт отлично проиллюстрирован в знаменитой фантастической повести «Волшебник страны Оз»: в таком фургоне проживала семья главной героини Дороти, которая первая из людей посетила волшебную страну.

Первый дом на колесах был построен в 1880 году по схожему принципу. Его заказал фирме Bristol Carriage Company врач Королевского флота Уильям Гордон Стэйблс, больше известный публике в качестве автора приключенческой литературы. В этом 5,5-метровом 2-тонном деревянном фургоне, запрягаемом двумя лошадьми, он путешествовал по Великобритании, чему и посвятил книгу «Сувенир фургона «Странник», увидевшую свет в 1895 году.

Отметим, что крытые экипажи (их также называли дилижансами и омнибусами) в те времена были распространенным явлением и использовались в качестве общественного транспорта. Удивление вызывали скорее громадные размеры и убранство транспортного средства доктора Стэйблса, которое язык не поворачивался назвать «повозкой».

Внутри помещение имело отделку из клена и красного дерева, а также все необходимое писателю для комфортного путешествия: книжный шкаф, откидной стол, длинный диван, функционирующий умывальник с водой. Экипаж «Странника» (именно так назывался фургон) помимо самого доктора включал кучера, камердинера, собаку ньюфаундленда и попугая какаду. К 1885 году чудесный дом на колесах проехал более 1400 миль (около 2250 км), вызывая ажиотаж в любом населенном пункте, где только появлялся. Сегодня отреставрированный «Странник» выставлен на обозрение в британском клубе писателя Caravan and Motorhome Club.

Старый добрый дедушка Форд

Долгие четверть века дом на колесах доктора Стэйблса оставался диковиной, единственной в своем роде. Ситуация стала выправляться лишь с началом развития автомобильной промышленности. Огромную роль в этом сыграла «Железная Лиззи» Генри Форда, она же Ford Model T. Едва эта модель впервые сошла с конвейера в 1908-м, как уже через год энтузиасты продемонстрировали самоходное жилище, сделанное на ее основе…

Впрочем, потенциал, заложенный в Model T на старте производства, сложно переоценить. Благодаря простоте своей конструкции этот автомобиль можно было модифицировать как угодно. На его основе позже появились грузовики, автобусы, кареты скорой помощи и, конечно, разного рода кемперы.

К примеру, различные ателье пытались приспособить к Model T спальное место, не пытаясь каким-либо образом перекроить его кузов. Так, компания Zaglemeyer сделала его раскладывающимся, что существенно увеличивало полезный объем внутри машины. Как видите на фото, другие энтузиасты пытались реализовать этот принцип иначе.

Но все это меркнет по сравнению с проектом, получившим название Ford Model T Motor Caravan и построенным компанией Dunton of Reading в 1914 году. По уже устоявшемуся обыкновению это был частный заказ от британского семейного торгового подряда Бенталл. Как становится ясно из названия, этот дом на колесах был построен на шасси Ford Model T, которое удлинили и существенно укрепили. Кузов авто также был изготовлен в индивидуальном порядке.

Внутри данного кемпера установлена полноценная двухъярусная кровать (!), рассчитанная на четырех человек. Довершает убранство винтажный мебельный гарнитур из дерева. Чтобы лучше сохранялось тепло, окна в этом доме на колесах сделаны двухстворчатыми, а обогревается внутреннее пространство за счет дровяной печи, труба которой выведена через крышу. Кроме того, во входной двери имеется специальная прорезь для получения корреспонденции.

Любопытно, что Ford Model T Motor Caravan был передан заказчикам в 1920-х годах, но по назначению не использовался и около полувека провел без движения. Его случайно обнаружили и отправили на восстановление лишь в 1970-х. При этом около 95% оригинальных запчастей реставраторы признали пригодными для дальнейшей эксплуатации!

Сегодня Ford Model T Motor Caravan является старейшим из существующих кемперов на планете. Долгое время он являлся частью экспозиции британского музея Болье, который с некоторых пор начал распродавать свою коллекцию. Осенью этого года на торги аукционного дома Bonhams попал и этот дом на колесах. Начальная цена лота составила всего 20.000 фунтов.

Рожденный в СССР

Многие наверняка наслышаны о том, как сложно было в Советском Союзе приобрести автомобиль. К примеру, в 1930-х годах купить личное транспортное средство было невозможно – для этого приходилось писать запрос в Экономический совет при Совете народных комиссаров. Причем такой документ должен был содержать подробное обоснование, зачем конкретному человеку необходим автомобиль. Это делали в числе прочих и знаменитые артисты вроде Любови Орловой, Леонида Утесова, Михаила Жарова, Сергея Эйзенштейна.

На этом фоне история получения личного транспортного средства писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным стоит особняком. В середине 1930-х знаменитый натуралист задумал путешествие в некрасовские края, в «страну дедушки Мазая» (на Кострому), чтобы прожить там с весны по осень и своими глазами увидеть, как спасались зайцы от сезонных разливов Волги.

Обставить все лучшим образом Пришвину помогло издательство журнала «Пионер»: в счет гонорара писателю досталась списанная полуторка ГАЗ-АА («перелицованный» вариант грузовика Ford AA). Взамен Михаил Михайлович обязался предоставить полный письменный отчет о своем путешествии. Но чтобы дело пошло, машину еще предстояло должным образом подготовить.

Процесс переоборудования видавшей виды полуторки в мобильный охотничий домик подробно описан Пришвиным в его сборнике рассказов «Неодетая весна», в котором первая история цикла так и называется – «Дом на колесах».

Так, стенки самодельного кунга столяры по просьбе Михаила Михайловича смастерили из сдвоенной фанеры.

«Мастера мне скоро сделали такой домик с выдвижными щитами для окон: задвинешь щитки – и в домике делается полная тьма, необходимая мне для фотографических работ, – рассказывает писатель. – Округлый верх домика мы покрыли еще хорошей клеенкой, весь домик окрасили в защитный зеленый цвет, чтобы можно было в лесах затаиваться и не пугать птиц и зверей».

Также внутри домика на колесах, который Пришвин назвал «Мазаем», был устроен рабочий кабинет с откидным столом, закуток для собак и несколько спальных мест, располагавшихся поверх ларей для припасов. Сам корпус кунга был надежно прикручен к кузову металлическими скобами. Внутри также помещались резиновые лодки, ружья и все необходимое для путешествий. Когда погода позволяла, Михаил Михайлович и его семья спали в палатках, а когда подмораживало, забирались внутрь – помещение быстро прогревалось при помощи двух переносных керосиновых печек.

***

Начиная с 1960-х годов дома на колесах стали обыденным явлением и уже не вызывали прежних восторгов у публики. Тем не менее история знает немало показательных примеров, когда эксплуатация такой техники была не просто оправданной, но и необходимой. Если вам будет интересно, мы обязательно продолжим об этом рассказывать!

04.12.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 317 411
Запчастей
25 411
Шин
28815
Продавцов