Знаете ли вы, как правильно пройти обкатку авто
Предположим, вы твердо решили, что, выбирая между новым и подержанным автомобилем, следует остановиться на первом варианте. Не исключено, что вы всю жизнь об этом мечтали, а может, выиграли в лотерею и не придумали лучшего способа потратить деньги. В любом случае покупка состоялась, с чем мы вас и поздравляем.

Но что теперь с этой машиной делать? Как минимум, пройти обкатку! Но чтобы новый автомобиль вас не разочаровал в процессе дальнейшей эксплуатации, важно сделать это правильно, о чем мы сейчас и расскажем.
Создание масляной пленки
О важности данного обстоятельства мы не устаем напоминать как перед зимним прогревом двигателя, так и при очередной замене смазывающей жидкости в силовом агрегате. В случае с новым автомобилем это даже более актуально: все трущиеся между собой детали, будь то вращающиеся валы, шестерни и поршневые кольца, еще не смазались толком.

А если на их поверхности не образовалась масляная пленка, значит, голый металл этих элементов будет взаимодействовать друг с другом «на сухую», что обязательно приведет к перегреву и образованию микротрещин, причем за очень короткое время. В будущем это негативно скажется на дальнейшем рабочем ресурсе.

Скептики наверняка приведут аргумент вроде того, что производитель позволяет при настройке агрегатов некие «рабочие допуски», но здесь не следует забывать, что силовые агрегаты современных автомобилей более технически нагружены, при том что сами цилиндры моторов имеют толщину стенок гораздо меньшую, чем 20 лет назад. Поэтому уповать на высокое качество продукции даже от заслуженных брендов сегодня не следует, и лучше всего будет позаботиться о своем авто самим.

Кроме того, следует учесть, что на этапе производства инженеры бренда-изготовителя уже проводили холодную обкатку, проворачивая коленвал мотора, чтобы выявить заводской брак. Эта процедура кратковременная и выполняется лишь для того, чтобы выявить дополнительные усилия, коих при работе исправного агрегата быть не должно. Поэтому повторять подобное в бытовой обстановке категорически не рекомендуется.
Найди другому пару
После пояснений на вопрос «зачем?», которые мы сделали выше, следует приступать к практической стороне вопроса, то есть непосредственно к обкатке, во время которой все трущиеся друг о друга парные элементы должны будут притереться. Это, к слову, касается не только зубчатых и шарообразных механизмов, вроде муфт включения, шестерней и подшипников, но также и всех фрикционных (прижимных) элементов — накладок сцепления, дисков муфт АКПП, тормозных колодок и дисков.

Самое главное, чего в процессе обкатки можно добиться, — это качества контакта различных деталей. Именно по той причине важно менять скоростные режимы, но без резких циклов разгона/замедления.

С одной стороны, чтобы притереть колодки к дискам, нужно будет их нагреть, но сделать это можно не только резко притормаживая. К тому же, тапка в пол на обеих педалях приведет к лишней нагрузке на двигатель, а на новом авто, не успевшем накрутить на колеса хотя бы 300 км, это будет преждевременно.

Что касается силовых агрегатов, то помимо образования масляной пленки на всех контактных механических деталях, важно, к примеру, добиться правильной компрессии в цилиндрах, а для этого вовсе не нужно лихачить, разгоняясь более 80-90 км/ч первую тысячу километров.

Кстати, об этом же вас наверняка предупредит производитель. Пусть рекомендации по обкатке от бренда к бренду различаются, вряд ли хотя бы один посоветует вам раскручивать дизельный двигатель свыше 3500 об/мин и бензиновый мотор более 4500 об/мин первые 1-2 тысячи км.

При этом, чтобы добиться нужного качества контакта, даже в пределах указанных оборотов следует менять скоростные режимы, избегая монотонности при вождении (круиз-контроль при этом лучше всего не включать). Важно чередовать нагрузку на агрегаты в диапазоне разрешенных скоростей, но «без нервов», то есть резких маневров, иначе температура несмазанных контактных деталей непременно повысится. Также не забывайте прогревать двигатель даже в теплую погоду хотя бы пару минут, чтобы разогнать по нему масло.
Не теряем контроль
Этого легко будет избежать, если придерживаться рекомендованных производителем скоростей. Одной из причин являются новые шины, в которые обуты колеса вашего авто. Первый контактный слой на них, как правило, очень гладкий, и чтобы у машины появилась устойчивость на дороге, поверхность шин следует слегка износить — на это как раз уйдет несколько пробных сотен километров.

Также не следует во время обкатки пытаться буксировать прицепы или другую технику. Даже если модель вашего авто предназначена для этого, подобные операции лучше отложить, пока работа агрегатов не выйдет на оптимальный уровень. Дополнительная нагрузка при обкатке им точно ни к чему.
Нулевое ТО
Та самая процедура, от которой отказывается большинство владельцев новых авто, считая ее «впариванием дилеров», может в будущем существенно облегчить жизнь вашему авто. Так как во время притирки деталей в агрегатах появляется много механических продуктов износа, масло от них чернеет, а крупные фракции забивают масляный фильтр.

Поэтому вполне логично, что после первой тысячи километров смазывающую жидкость лучше всего заменить новой, как и сам фильтр (воздушный и топливный при этом не меняются). Это, к слову, касается не только новых силовых агрегатов, но и тех, которым производили капитальный ремонт или меняли какие-то важные технические узлы.
***
Кстати, во время нулевого ТО специалисты сервиса смогут провести дополнительную диагностику и отрегулировать работу тормозной системы, рулевого управления, подвески и выпускной системы, а также состояния всех крепежных элементов. Согласитесь, вовсе не лишняя забота о новом автомобиле.
21.05.2025