Тонировка в законе

Скучная, но важная теория

Кто из водителей откажется от тонировки в авто? Затемненные стекла защищают салон и пассажиров от жаркого солнца, посторонних взглядов и потенциальных воришек, которых могут заинтересовать ваши сумки на заднем сиденье припаркованного авто... С другой стороны, считается, что тонировка ухудшает обзорность, особенно при плохой погоде или ночью, а значит, может стать причиной аварии. Так что ПДД не позволят вам превратить авто в непроницаемую приватную зону, как бы этого ни хотелось.

Тонировка в законе

Как затемнить стекла по закону, а за какую тонировку грозит штраф? Расскажем подробно и добавим бонус, перечислив методы, которые позволят снизить температуру в жаркие дни внутри салона.

Скучная, но важная теория: допустимая норма тонировки

Самое главное, что надо помнить: ограничения по коэффициенту светопропускания автомобильных стекол в Беларуси есть, причем довольно жесткие. Еще в 2015 году вступил в силу Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств», где прописаны требования к тонировке стекол. Соответствующие изменения внесены и в ПДД.

Регламентом определено: светопропускание лобового и передних боковых стекол автомобиля должно составлять не менее 70%, а тонировка стекла для заднего обзора возможна ниже 70%, если у автомобиля есть наружные зеркала заднего вида. Если машина произведена в Европе, ее тонировка должна соответствовать правилам ЕЭК ООН: 70% для всех стекол, обеспечивающих обзор спереди, и ниже 70% для остальных стекол, при этом на них обязательно должно быть обозначение V. Если авто родом из США, на стекле по регламенту Федерального стандарта безопасности должна быть маркировка AS3. Нормы ПДД разрешают заменять обычные стекла авто на стекла с тонировкой, но только если те соответствуют требованиям упомянутых технических нормативных правовых актов и имеют нужную маркировку.

Так что «тонировка в законе» задних стекол автомобиля в Беларуси возможна только в случае, если на стекле есть одна из маркировок: 43RV; 43RV, AS3; AS3; 43RV-VI. Исключение составляют транспортные средства, которые используются для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих государственной охране.

Важный момент: ПДД РБ распространяются на все авто, участвующие в дорожном движении на территории страны. Если вы едете на машине с регистрацией РФ и тонировкой, не отвечающей требованиям белорусского законодательства, вам также может грозить штраф.

Какой именно? По ч.2 ст.18.11 КоАП РБ за управление транспортным средством, имеющим неисправности (за исключением неисправностей, указанных в ч.1 статьи), либо с несоблюдением условий, при наличии которых Правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, предусматривается ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины (по данным на 2021 год это 29 руб.). Ну а за повторное нарушение – штраф от 2 до 5 базовых величин (58-145 руб.).

Старая (не)добрая пленка

И что, если тонировка стекол не входит в заводскую комплектацию авто, то нет никаких шансов самостоятельно добиться приятной прохлады, приватности и безопасности? В том числе, кстати, перестать вдыхать испарения формальдегида от пластиковых деталей салона, что нередко происходит при сильном нагревании авто летом… В этом месте многие водители вспоминают старую добрую пленку, которая легко позволяет увеличить степень затенения стекол.

Спешим разочаровать: в п.37 гл.7 Приложения №4 к ПДД четко оговорено, что транспортным средствам, на стеклах и (или) в оконных проемах которых установлены не предусмотренные конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные, запрещается участие в дорожном движении. Согласитесь, пленочное покрытие никаких испытаний на соблюдение оптических свойств и на степень влияния на безопасность стекла в аварии не проходило – в отличие от заводской тонировки, которая строго контролируется производителем.

Так что, если автоинспектор замерит светопрозрачность стекол в вашем авто и обнаружит пленку, это будет признано изменением, привнесенным в заводскую конструкцию автомобиля, – придется заплатить штраф. Кроме того, стоит помнить, что владельцам авто с пленочной тонировкой будет отказано в постановке транспортного средства на учет, а если подобные изменения произведены после госрегистрации в ГАИ – в прохождении техосмотра. Так что о старой доброй (на самом деле нет) пленке забываем раз и навсегда.

Обещанный бонус – альтернативные варианты затемнения

Варианты, может, не самые «продвинутые» и эффективные, но вполне себе рабочие. Если ваша машина оснащена зеркалами заднего вида, в качестве альтернативы тонировке можно установить быстросъемные шторки авто (они бывают каркасными и бескаркасными, на магнитах и присосках) или выдвижные сеточные роллеты. Их можно устанавливать и на боковые стекла, правда, только в транспортных средствах с более чем 8 пассажирскими местами.

Пусть это и не 100-процентная замена тонировке, но шторки или роллеты все же позволят избежать сильного нагрева салона в жару. Относятся к таким конструкциям сотрудники ГАИ вполне терпимо, а перед прохождением ТО шторки или роллеты можно снять.

Плюс во время стоянки защитить авто от летней жары поможет простое и недорогое устройство – солнцезащитный коврик или козырек для лобового и заднего стекол.

Ну и вспомним, что технологии не стоят на месте, – возможно, вы слышали об электронной тонировке, которую запатентовали в США. В ее основе – фотоэлектрический эффект, когда на жидкокристаллическую структуру пленки подается ток, который меняет светопропускную способность пленки: чем выше напряжение, тем прозрачнее становится пленка. Блок управления подключается к бортовому компьютеру. Существует также электрохромная тонировка, принцип работы которой основан на том же фотоэлектрическом эффекте, лишь пленка сделана из полимерного материала. Он меняет свойства под действием не только тока, но и температуры воздуха и уровня освещенности. Для управления используется специальный пульт.

Правда, стоимость электротонировки достигает $1500 за квадратный метр, и по нашим законам она все равно будет считаться не предусмотренным конструкцией элементом (пусть даже быстро отключаемым в случае необходимости). С другой стороны, первые сотовые телефоны тоже стоили адовых денег, но прошло время – и они стали доступным предметом первой необходимости. Так что никто не запретит нам мечтать о времени, когда от палящих лучей солнца и посторонних взглядов в каждом авто можно будет скрыться с помощью нажатия одной кнопки пульта.


ПОДЕЛИТЬСЯ

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 073 166
Запчастей
34 773
Шин
21762
Продавцов