Почему мотор ведет себя «неправильно» после замены масла
Шоферские байки, давно ставшие неотъемлемой частью рунета, полнятся страшилками о том, что мотор вдруг начинает стучать после плановой замены смазывающей жидкости. Исход таких историй может быть как вполне заурядным, так и вовсе фантастическим, с последующим дорогим капитальным ремонтом всего и вся.
Корень всех зол
Начнем с того, что если вашим авто пройдена уже не одна сотня тысяч километров (трудно поверить, но раньше автомобилям удавалось и не такое), а вы вдруг начали «скармливать» старенькому двигателю менее вязкое масло, то агрегат ожидаемо застучит. Здесь проблема кроется в общем износе силового агрегата, начиная с «уставших» вкладышей и заканчивая деталями кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы. Достаточно вновь перейти на более вязкую смазывающую жидкость, чтобы стук исчез, но и тут надо понимать, что мера эта временная, так как рабочий ресурс мотора все же не бесконечен.
Однако в ситуации, описанной выше, хотя бы легко выявить проблему. Куда хуже, если вы заливаете то же самое масло, которым пользовались всегда (от вроде бы проверенного производителя), а агрегат начинает «отплевываться» посторонними звуками… Первое, что приходит на ум в данном случае, – недостаток давления масла. Как правило, он возникает из-за низкого уровня смазывающей жидкости. Обычно об этом тут же сигнализируют гидрокомпенсаторы (при условии их наличия в двигателе).
Выход из положения прост: первые несколько дней после замены масла проверяйте его уровень на щупе перед пуском мотора. В случае недостатка доливайте жидкость до необходимого уровня (на него указывает специальная метка на щупе), а заодно следите, чтобы она никуда не девалась. Как правило, масло течет через бракованный масляный фильтр, на котором, к примеру, пережали резьбу после замены.
Важно: меняя масло самостоятельно, особенно первый раз, автомобилисты частенько переливают его. Людям без опыта кажется, что жидкости в моторе слишком мало, хотя она по факту просто не успела собраться в поддоне картера. Чрезмерный перелив может выдавить сальники коленвала, а иногда даже датчик давления масла, прокладку клапанной крышки, прокладку масляного фильтра, после чего мотор, конечно же, застучит, да еще как!
По-хорошему проверять уровень лучше перед первой за день поездкой или через 15 минут после остановки мотора – так вы получите самую точную информацию. И еще не стоит забывать, что делать это надо на ровной горизонтальной площадке: для некоторых авто с плоским поддоном и неудобным щупом (привет «китайцам») это критически важно.
Горе-профилактика
Пропавший после плановой замены масла уровень, пожалуй, самая распространенная и легко устраняемая проблема при возникновении стука в силовом агрегате. Однако есть такая штука, как промывочное масло, необычайно популярное среди владельцев сильно подержанных и не слишком ухоженных авто. Вера в чудодейственные эликсиры, цена которым – три копейки, а возможности – широчайшие, крепка в среде автомобилистов до сих пор. По сути, это все та же охота до халявы, заменяющая многим часы кропотливой диагностики и профилактических работ. Но и результат после промывки мотора специализированной жидкостью такой же.
По факту максимум, что такого рода агрессивная «химия» может сотворить со старым мотором, – это оторвать от какой-нибудь наиболее загаженной его поверхности кусок кокса и отправить его в маслоприёмник или масляный канал ГБЦ. В свою очередь это приведет к падению давления масла и появлению неприятного стука в агрегате. Может быть и так, что слой отложений действительно станет тоньше, но вместо него на трущихся механических элементах появится зазор, которого быть не должно. В этом случае что-то опять же может застучать с высокой долей вероятности.
В общем, пользоваться промывками следует осторожно, а лучше вместо них почаще менять масло в моторе. Причем менять его правильно, так как этот простой процесс требует аккуратности и точности. Часто бывает так, что даже матёрые автомобилисты, делая все самостоятельно, торопятся и сливают отработанную жидкость не полностью. В итоге часть ее остается в поддоне, где смешивается с новым маслом и загрязняет его почти сразу после замены. Поэтому сливать масло лучше горячим и не в сильный мороз, лёжа на улице под «брюхом» своей машины.
Фильтр плохого качества
Еще отметим важность такой недорогой и на первый взгляд незначительной детали, как фильтрующий элемент. Поддельный либо низкокачественный масляный фильтр, который обычно меняется вместе со смазывающей жидкостью, может заставить мотор лязгать с громкостью мельничного жернова.
Конструктивно фильтр устроен так, что в случае его низкой пропускной способности масло через клапан идет в обход элемента. Это необходимо для того, чтобы избежать масляного голодания в случае сильного загрязнения смазывающей жидкости. Либо на высоких оборотах, когда насос качает масло в большом количестве. Однако на рынке существует целая группа фильтрующих элементов, сделанных настолько криво-косо, что клапан этот в них не работает либо его нет совсем.
Поэтому, если вы не сомневаетесь в качестве и оригинальности масла после его замены, можете попытаться заменить один только фильтр. Здесь нужно принять во внимание, что, пытаясь сохранить и повторно использовать недавно залитую смазывающую жидкость, сперва ее нужно слить, затем заменить фильтр, после чего залить масло обратно. Ведь если элемент выкрутить первым, масло попросту вытечет.
Также не стоит забывать, что плохой фильтр может попросту раскрошиться либо вылететь из гнезда, после чего двигатель начнет стремительно терять смазывающую жидкость, о чем вы непременно услышите, но будет поздно. Так что повторим еще раз: проверяйте уровень масла на щупе перед поездкой, особенно если обнаружили характерные лужицы на асфальте, где паркуете своей автомобиль.
Иные причины
Кстати, если мотор вашего авто проехал немало, он может стучать по причине естественного износа, и тогда замена масла здесь ни при чем (просто так совпало). При этом отметим, что стучать могут не только поршни или коленвал. К примеру, после замены масла может застучать цепь ГРМ из-за неэффективной работы гидронатяжителя, либо фазовращатель напомнит о себе характерным треском – он тоже зависит от качества масла и со временем выходит из строя.
Еще одним важным моментом, часто выпадающим из поля зрения автомобилистов, является изменение погоды. Если после замены масла утром стало холоднее, нет ничего необычного в том, что мотор стал вести себя как-то иначе сразу после пуска, чего не было до замены. Особенно данный пункт характерен для агрегатов, имеющих к этому склонность от природы (вроде ряда немецких моторов 1.4 TSI или 1.6 MPI), либо если в системе газораспределения нет гидрокомпенсаторов, а регулировку зазоров клапанов владелец автомобиля почему-то проводить избегает (например, на корейских моторах серии Gamma или фордовских Duratec).
А еще не будем забывать о таком «чудесном» явлении, как езда на некачественном топливе, залитом в бензобак на какой-нибудь непонятной заправке. Детонацию никто не отменял, но это уже отдельная тема. Все дело в том, что низкооктановый бензин плохо сгорает и может смешиваться с маслом, что приводит к отрыву отложений кокса, которые могут закупорить масляные каналы.
***
Резюмируя сказанное выше, отметим, что после правильной замены масла мотор застучать не может. И раз такое все же случилось, следует подумать о том, что масло вам подсунули контрафактное: в наше непростое время полной гарантии его оригинальности дать не могут даже крупные поставщики, не говоря уже о розничных торговцах, ведь дефицит, как известно, провоцирует появление целой волны подделок. И конечно же, нет смысла удивляться стуку при смене масла на менее вязкое (к примеру, с 10W-50 на 0W-30): на старом моторе такое случается часто. Маловязкие масла убили уже не одну тысячу моторов, так что, если вы не являетесь владельцем новой машины, лучше с этими маслами не экспериментировать – выйдет дороже. Поэтому заливайте только те масла, которые рекомендует изготовитель автомобиля, с соответствующими допусками.
12.02.2023