Спасаем авто от перегрева
Как мыть радиатор (охлаждения и кондиционера) от пыли и одуванчиков
В современных автомобилях хватает различных систем охлаждения, от банального радиатора до таких многим неведомых штук, как системы охлаждения интеркулера или турбонаддува. Понятно, что действовать эффективно они будут только тогда, когда их поверхности обеспечивают нужный режим рассеивания тепла. Иначе работа будет в лучшем случае вхолостую, в худшем – может привести к серьезным вопросам.
Основной проблемой чаще всего является забивание охлаждающих ячеек грязью и гнусом, но иногда причинами проблем становятся люди. Например, при мойке радиатора струей воды под высоким давлением. При таком подходе недалеко до разрыва сотовой структуры ячеек, а значит, и до замены радиатора.
Как понять, что радиатор не выполняет свои функции? Первое и самое очевидное – перегревается мотор. Температура антифриза показывается на приборной панели, так что не заметить этого попросту нельзя. Второе – нагревается салон. В таких случаях нужна полная прочистка. Третье – уменьшается количество охлаждающей жидкости. Еще причинами могут быть повреждения водяного насоса и прокладки головки блока цилиндров.
Первое, что нам доступно при беглом осмотре автомобиля, – радиатор системы охлаждения двигателя. По направлению воздуха он стоит последним (или первым – как кому удобно) и находится под основным ударом, служа причиной очередной мойки автомобиля. Причем загрязняется он не только снаружи, что логично. В бачках скапливаются остатки ржавчины и продукты окисления алюминиевых деталей. И тут уже не будет лишним к мойке внешней добавить и замену охлаждающей жидкости. Как правило, эту процедуру нужно выполнять каждые 80.000-90.000 км пробега.
Теперь непосредственно про мойку своими руками. Проще всего справиться с недорогими автомобилями, у которых нет кондиционера. Там один только радиатор, который спокойно можно промыть самому водой из шланга. Можно делать это на даче, например. Но вспоминаем про мойку струей высокого давления – моем аккуратно, напор должен быть средним. И помните: мыть нужно так, чтобы ненароком не залить электродвигатель вентилятора. Брызги ему не помешают, а вот струю направлять не стоит.
Чуть сложнее будет с машинами, у которых несколько радиаторов. В таких случаях промывка без демонтажа будет малоэффективной. Опять же вспоминаем физику: чем дальше от струи воды будет находиться радиатор, тем меньшее давление на него будет оказываться, тем менее эффективно мы будем справляться с проблемой его очистки. Можно пробовать промывать радиаторы с разных сторон, но все равно нужно учитывать, что между ними, как правило, остается потом эдакая прокладка из пуха.
Поэтому, если загрязнение сильное или эту процедуру вы не делали никогда, а на одометре уже не первый десяток километров пробега, лучше прибегнуть к самому сложному, но и самому эффективному способу – демонтажу радиатора. Снимаем электровентилятор в сборе с кожухом, отсоединяем теплообменники двигателя и кондиционера. Конденсатор кондиционера при этом лучше не демонтировать, а слегка отодвинуть в сторону. В противном случае будет разгерметизация, придется заново заправлять систему хладагентом.
Снятый радиатор двигателя чистим не только снаружи, но и изнутри. Сливаем охлаждающую жидкость и промываем водой все контуры – там тоже может скапливаться грязь. Обычный набор действий таков: снимаем передний бампер и решетку радиатора, демонтируем защиту двигателя и пластиковые брызговики. В более сложных конструкциях нужны будут и другие действия, но это редкость, заострять на них внимание не стоит.
При сильных загрязнениях простой промывкой водой можно и не достичь нужного эффекта. Поэтому часто применяют специальные очистители наружной поверхности радиатора. Их сегодня хватает на рынке – не будем уделять внимание какой-то конкретной марке. Хотите – берите немецкий продукт, хотите – российский аналог. Единственное, что мы не рекомендуем, так это пользоваться другими моющими средствами, не специализированными. Например, очистителем двигателя. Как бы продавец на рынке ни заливался соловьём – не ведитесь. Эффект будет минимальным, только зря потратите деньги.
Если вы не совсем уверены в своих действиях или никогда этим не занимались, можно воспользоваться «помощью друга» в гараже. Правда, здесь также будут своим минусы: качество работы вам гарантируют добрым словом и иногда улыбкой, а как оно будет на самом деле – узнаете потом, поездив какое-то время. Друг вполне может ограничиться мойкой водой, и на том всё. Эффект от такой процедуры будет почти никакой.
Поэтому, если финансовый вопрос не стоит остро, лучше обращаться к профессиональным мастерам на сервис. Там все сделают по методичке, но и сумму запросят немалую. Зато промоют все специальными растворами и снаружи, и внутри. А это уже совершенно другой эффект, согласитесь.
И помните, что без своевременной промывки радиатора в салоне появится неприятный запах сырости. Хочешь не хочешь, но в него попадает пыль, накапливается влага. А где сырость, там и бактерии, которые могут стать причиной заболеваний дыхательных путей. Ну а за здоровьем нужно следить всегда.
08.07.2021