Скрип колеса: что выводит из строя ступичный подшипник автомобиля

Любая деталь транспортного средства подвержена износу и имеет свой рабочий ресурс, по истечении которого подлежит замене.Как правило, периодичность замены каждого отдельного элемента (или технического узла) зависит от условий эксплуатации автомобиля: этот срок можно либо отдалить, либо приблизить. Сегодня поговорим, почему выходит из строя ступичный подшипник (СП) и как часто эту деталь нужно менять.

Скрип колеса: что выводит из строя ступичный подшипник автомобиля

Для чего нужен ступичный подшипник

Данный узел применяется для плавного равномерного вращения колеса без отклонений от вертикальной плоскости. Во время движения ступичный подшипник испытывает чрезмерно большие нагрузки: на него давит, по сути, вся подрессоренная масса автомобиля, который, к слову, может двигаться на максимальной скорости. И чтобы обеспечить лучшую надежность, производители изготавливают СП из качественных высокопрочных материалов.

По сравнению с другими конструктивными элементами автомобиля ступичный подшипник не так часто выходит из строя. Обычно проблемы с ним начинаются на пробеге 100-120 тыс. км. Причем для качественных элементов и 150 тысяч не предел. При этом бывает, что и не так давно установленные элементы начинают разваливаться вскоре после замены. И причиной такого явления не всегда может быть качество самого подшипника.

Главные причины выхода из строя

Невзирая на то что подшипник является крайне прочной частью ступицы, вывести его из строя все же возможно. Правда, в первую очередь под воздействием высоких нагрузок и негативных факторов из строя выйдут стойки, втулки и другие элементы подвески. Но все же и ступичный подшипник «убивается» по ряду причин, а именно:

большой пробег. Это первый и самый очевидный фактор, который способен уничтожить любую деталь транспортного средства, и ступичный подшипник здесь не исключение;
потеря герметичности защитных кожухов, которые предохраняют смазку подшипника от вытекания. Отсутствие смазки и попадание агрессивных абразивов (песка, мусора и грязи) внутрь подшипника ступицы – еще одна распространенная причина ускоренного износа данной детали. Достаточно всего 2 тыс. км пробега с подшипником без смазки – и появляются первые явные признаки его износа;
агрессивный стиль езды, включая попадание в ямы и колеи на высокой скорости, приводит к деформации колесных дисков, что влечет неполадки всех прочих элементов подвески;
увеличение клиренса авто с использованием несоразмерных колес и проставок, из-за которых вес транспортного средства смещается с середины ступичного подшипника на его край, что приводит к разрушению элемента;
сборка подшипника в неправильном положении, его неправильная запрессовка, слишком сильная перетяжка при замене, как следствие – перегрев, установка неправильного зазора и регулировки – все это может износить подшипник за 2-3 тыс. км.

Основные признаки износа СП

Безусловно, повреждение подшипника ступицы и дальнейшая эксплуатация автомобиля с таким дефектом представляет серьезную опасность на дороге. К сожалению, многие автовладельцы либо игнорируют проблему, либо просто не знают о ней и продолжают лихачить на трассе, когда следует, наоборот, соблюдать максимальную осторожность.

Ступичный подшипник является одним из связующих элементов колеса, обеспечивающим его вращение. Это значит, что, разбившись, данный элемент может заклинить в любой момент и повлечь за собой резкую блокировку колеса, что приведет к потере управления, а на высокой скорости вообще станет причиной переворота машины.

Поэтому важно вовремя определить подобную неисправность и устранить ее. Для этого есть несколько действенных способов:

на слух. Находясь в салоне авто во время движения, трудно не заметить появления «сухого» хруста со стороны, соответствующей «уставшему» СП, – это первый симптом, который не следует игнорировать;
вибрация рулевого колеса и кузова проявляется при сильном износе подшипника и указывает на необходимость его срочной замены, так как в любой момент колесо авто может заклинить;
тяга машины в сторону. Симптом напоминает неправильную регулировку развала/схождения колес авто, но более ярко выражен при движении;
люфт колеса по вертикальной оси проверяется как на ровной поверхности, так и если выставить неисправное колесо на домкрате или подъемнике – достаточно лишь раскачать его в верхней точке до появления шатания и характерных щелчков, сигнализирующих о неисправности.

***

Возможно, автолюбителям может показаться, что замена подшипника ступицы – дело нехитрое, его можно совершить самостоятельно. Однако эта процедура требует профессиональных навыков и хорошего знания устройства подвески, а также применения специальных инструментов и оборудования, которого может не быть в стационарном гараже.

Следует также учесть, что в некоторых случаях подшипник может быть несъемным, а значит, менять его придется в сборе со ступицей. Не следует забывать о правильном осевом зазоре и необходимости затяжки с определенным моментом, так как установленный с перекосом или слишком сильно затянутый ступичный подшипник долго не прослужит. Все это говорит в пользу того, что лучше доверить работу опытным специалистам, знающим свое дело и дающим гарантию на оказываемые услуги. Только в этом случае ваш автомобиль получит профессиональную помощь, а вы будете защищены от каких-либо дальнейших нюансов.

24.08.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

11 665 118
Запчастей
37 492
Шин
33217
Продавцов