Шик или глупость: как люк авто влияет на состояние кузова

В современных авто такой опцией, как люк на крыше, пользователей не удивишь. Публика стала не только взыскательной, но и практичной. Для многих наличие работающего кондиционера будет куда более важным обстоятельством, нежели прозрачная плоскость над головой.

Шик или глупость: как люк авто влияет на состояние кузова

Эти люди во многом правы: если люком не пользоваться и его не обслуживать, со временем данный элемент может пагубно сказаться на «здоровье» кузовного металла, особенно в возрастных машинах.

Для чего люк вообще нужен?

Вопрос на пятерку, если вы задаете его себе, равнодушно глядя на машину с наполовину застекленной крышей. Мода на автомобильные люки началась в 1990-х годах и по большей части пропагандировалась Голливудом – в тот период редкий автомобиль, засветившийся в импортном фильме, не был оборудован этим выразительным девайсом, через который во время поездки было видно звездное небо.

Если обратиться к официальной терминологии мануалов по эксплуатации различных транспортных средств, можно убедиться, что люк в крыше относится к системам повышенной комфортности. Тому есть ряд оснований.

Во-первых, люк повышает уровень естественной освещенности в салоне, создавая ощущение уюта. Во-вторых, благодаря открытой верхней створке можно быстро проветрить внутреннее пространство автомобиля, что особенно актуально для, скажем, курильщиков. В-третьих, даже самый заурядный в плане дизайна автомобиль прошлого вроде VW Golf II с люком в крыше выглядит более презентабельно (хотя данный пункт можно отнести в разряд вкусовщины).

Это интересно: первое упоминание автомобильного люка датировано 1933 годом. Так, в американском журнале Modern Mechanix эта инновация была подана… как пожарный выход, позволявший пассажирам авто легко и быстро покинуть ТС во время аварии или внештатной ситуации!

Не всё так гладко

Конечно же, помимо плюсов, у данной опции полно и характерных минусов. Начнем с того, что дополнительное отверстие в кузове машины на акустическом комфорте, конечно, сказывается (в открытом состоянии точно). Также у люка, если створка сделана из прозрачного стекла, должна быть либо тонировка, либо обыкновенная шторка, спасающая водителя и экипаж от воздействия яркого солнца (хроматическое автозатемнение здесь трогать не будем).

Но самым неприятным свойством люка, из-за которого любители винтажных автомобилей десять раз подумают, прежде чем решиться на такую покупку, является разгерметизация контура. Выражаясь простым языком – опасность протекания крыши. Происходит это как от банальной «усталости» резинок, так и от закупоривания дренажных каналов (а бывает, что по обеим причинам сразу).

Починить прохудившийся элемент качественно и аккуратно за небольшие деньги не выйдет. Но исправлять ситуацию в любом случае надо, иначе передние стойки кузова изнутри спустя несколько лет неисправной работы люка будут напоминать дерево, покрытое мхом. А это имеет критическое значение для общего уровня безопасности автомобиля.

Калитка настежь

Автомобильный люк очень условно поддается определению «стандартизированная величина». Сегодня производители предпочитают заменять их панорамными крышами, но в некоторых моделях подобные устройства до сих пор встречаются. А есть еще и автомобилисты с нетривиальным подходом к вещам, которые врезку этих самых люков заказывают в кузовных мастерских, но таковых, слава Богу, единицы.

Производимых в условиях заводских стандартов люков, укладывающихся в размеры окантовочных рамок, опять же выпускаемых массово, всего три: малый люк имеет пуританские габариты 390 х 760 мм; средний люк достигает 480 мм в длину и 825 мм в ширину; большой люк имеет размеры 782 х 1080 мм. Люки всех прочих размеров (до 1200 мм) соответствуют определению нестандартных и устанавливаются либо на пятидверные хэтчбеки, либо на минивэны.

Что касается открывающих механизмов, то наибольшего видового разнообразия они достигли в период расцвета данной опции. Сегодня на рынке они представлены скромнее: «доисторические» подъемные с механическим (ручным) приводом можно встретить в основном на янгтаймерах; электромеханический сдвижной относится к разряду «классических»; складные тканевые – это своего рода экзотика, превращающая авто в некое подобие кабриолета.

Впрочем, каким бы ни был люк, всегда следует помнить, что его наличие ослабляет жесткость кузова и влияет на аэродинамические показатели машины. «Жесткость коробки» – это единственное, что убережет экипаж от травм и гибели при ДТП. Поэтому в кабриолетах устанавливали дополнительные ребра жесткости по бортам, а кузов тарга имел еще и продольную силовую поперечину.

Таким образом, люк априори ослабляет крышу автомобиля, а значит, к состоянию кузовного металла в этом месте следует относиться с особым вниманием. Если дренажные каналы люка в вашем авто забились и дождевая/талая вода начала течь в салон, обязательно прочистите их, после чего проведите диагностику стоков (как правило, они проходят внутри боковых стоек). Для этого можно просверлить техническое отверстие и просмотреть полости эндоскопом. Если на металле развивается коррозия, его необходимо изнутри обработать выталкивающей ржу пропиткой, иначе за пару лет кузов сгниет настолько, что сверху будет опасно возить даже лыжи, не говоря уже о грузовом боксе.

***

Если машина у вас старая, раритетная, да еще и с люком, уповать на то, что она делалась по-честному и имеет толстостенный металл на несущих элементах, всё же не стоит. Отчасти вы правы, но вряд сможете узнать, как давно она ездит с неисправным люком. А когда дело дошло до сквозных дыр, скажем, под рамкой стекла, починкой одной створки уже не обойдешься. Так что будьте внимательны к состоянию люка в своей машине, даже если им не пользуетесь: в конце концов, острый запах плесени, колонии которой развиваются под обивочным материалом крыши, напомнит о том, что с микроклиматом в салоне нужно что-то делать.

03.08.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 928 917
Запчастей
47 974
Шин
36235
Продавцов