Сезонная смена резины: как узнать возраст шин

Весна наконец-то вступает в свои права. Для автомобилистов это в первую очередь является поводом сменить резину на транспортном средстве с зимней на летнюю. Некоторые, правда, предпочитают и дальше ездить на морозоустойчивых шинокомплектах, но делать так не стоит хотя бы из банальной экономии.

Сезонная смена резины: как узнать возраст шин

Впрочем, комплект новой летней резины в нынешних условиях также обходится недешево. Поэтому большинство водителей предпочитает использовать летние шины «с пробегом». Но при подобной покупке важно проконтролировать не только их сохранность и допустимый остаток протектора, но и возраст. Рассказываем, как это сделать.

Обязательный регламент

Сами производители автомобильной резины рекомендуют осуществлять ее сезонную замену на транспортных средствах, когда среднесуточная температура воздуха превышает 7°С тепла. Законодательно же это делать рекомендуется в течение трех «переходных» весенних месяцев (март, апрель, май) в отличие от зимнего периода, для которого точные сроки ни в Беларуси, ни в России не указаны.

Правила эксплуатации автомобильных шин приводятся в разделе 5 Технического регламента Таможенного Союза. В соответствии с этим документом «эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август) запрещена». В свою очередь, «в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами», о чем мы регулярно напоминаем нашим читателям.

Стоит также отметить, что штраф за езду на резине, не соответствующей сезону, был законодательно введен в сентябре 2023 года. Как следует из постановления правительства РФ от 27.05.2023 №837, нельзя ездить на шипованных покрышках в летний период (июнь, июль, август) и на летних – зимой (декабрь, январь, февраль). Кроме того, у местных властей есть право изменять эти сроки в зависимости от климатических условий конкретного региона.

Опытные автовладельцы в курсе, что весной торопиться с сезонной сменой резины не стоит. Важно дождаться средней температуры +5..+8°С и установления стабильной погоды без снежных осадков и ночных заморозков, так как на холоде летняя резина дубеет и теряет ряд своих полезных свойств, что может привести к потере управляемости и низкой эффективности торможения.

Правильно читаем маркировку

Как было сказано выше, к покупке летней резины автомобилисты относятся не так щепетильно: пару на ведущую ось, к примеру, покупают новую, а два других колеса «обувают» в б/у шины из другого комплекта. Но здесь важно проконтролировать не только состояние покрышек (отсутствие трещин, порезов, расслоения каркаса, деформированных боковин; соответствие допустимой нагрузке и остаток протектора более 3 мм) – еще важен и возраст приобретаемой резины.

Здесь нужно учитывать такой фактор, как старение шин. Даже на визуально новых «нехоженых» покрышках ездить будет небезопасно, если с момента их выпуска прошло более 10 лет. Определить данный параметр можно по идентификационному номеру изделия, указанному на его боковине. Этот номер еще называют DOT-кодом или TIN-кодом.

Первым маркируются те покрышки, что были выпущены после 2000 года. Как правило, DOT-код содержит две пары чисел, из которых начальная обозначает номер недели, в которую шина покинула конвейер, а заключительная – непосредственно сам год ее выпуска. На маркировке покрышек, произведенных до 2000 года (вряд ли вы такие найдете в продаже, но всё же), указаны три цифры – две из них обозначают неделю выпуска, а третья – год.

Увидеть указанное обозначение на самой покрышке не составляет труда: обычно оно нанесено на боковине, где указана и другая сопутствующая информация. Просто ищите аббревиатуру DOT и ориентируйтесь по указанным после нее числам. Бывает и так, что рядом с этой аббревиатурой находится общий идентификационный код изделия. В этом случае неделя и год выпуска будут указаны в конце этого кода.

***

Если же рядом с буквами DOT искомых чисел обнаружено не было, их нужно искать на другой стороне шины. Кроме того, дата выпуска резины обычно вписывается в гарантийный талон при покупке в магазине. Но в случае б/у покрышек вряд ли кто-то будет хранить этот чек, особенно если желает скрыть их фактический возраст. Зато все необходимые расшифровки любых цифробуквенных обозначений можно найти на официальных сайтах того или иного изготовителя.

Отметим, что при эксплуатации транспортных средств рекомендуется использовать шины не старше 5-7 лет, хотя некоторые производители допускают использование покрышек возрастом до 10 лет. Впрочем, последний регламент актуален для североамериканского рынка, но и в этом случае гарантия бренда истекает после 5 лет с даты выпуска изделия.

Важно помнить, что независимо от статуса бренда, выпустившего покрышку, ее ходовые качества с возрастом будут ухудшаться. Этого следует придерживаться при необходимости обновить сезонный комплект резины. Здесь стоит руководствоваться простым правилом: свежие покрышки китайского производства будут вести себя на дороге намного лучше и эффективнее, чем состарившийся комплект Pirelli.


24.03.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 930 682
Запчастей
47 931
Шин
36235
Продавцов