Профилактика «ручника»: спасаем от поломок стояночный тормоз

Многие владельцы автомобилей частенько забывают о такой чудесной функции, как стояночный тормоз. При активной эксплуатации ТС, управляемых электроникой, «ручник» вроде бы и не сильно нужен, особенно если вы ездите исключительно по прямой.

Профилактика «ручника»: спасаем от поломок стояночный тормоз

Но представьте, что в машине оборвался патрубок тормозной системы или случилась другая неприятность, лишившая вас тормозов… Только «ручник» в этой ситуации может спасти вас и ваш автомобиль. Но если о его существовании вспоминать лишь изредка, по необходимости, то можно считать, что стояночного тормоза в вашем авто нет. Поэтому сегодня рассмотрим ряд простых способов, продляющих срок службы «ручника».

Для чего он вообще нужен?

Прохождение техосмотра. Особенно этот вопрос актуален для тихоходов, привыкших никуда не торопиться и всегда иметь в запасе 10-15 свободных минут. Опасные маневры такие люди совершают только по незнанию какого-либо участка дороги или нового знака и стояночным тормозом в своей жизни наверняка пользовались лишь несколько раз. Однако и у таких автовладельцев «ручник» должен быть исправен, ведь без него невозможно прохождение ТО. И это вполне себе причина следить за состоянием данной системы.

Стоянка на уклоне. Практика показывает, что популярный способ парковки авто на передаче совсем ненадежный. Если оставить машину на крутом уклоне в таком положении, та буквально висит на ремне ГРМ. Дело в том, что приводной вал в таком положении находится под нагрузкой и стремится провернуться, а вместе с ним проскальзывает и ремень ГРМ. Частенько его зубья слетают и перескакивают через шестерню. И чем дольше ваш автомобиль так простоит, тем выше шансы нанести ущерб системе ГРМ.

У стояночного тормоза принцип удерживания транспортного средства в одном положении абсолютно другой: при активации «ручника» механизм зажимает тормозные колодки, надежнее фиксируя автомобиль, когда это необходимо, например, при кратковременной остановке на подъеме или спуске. Паркуя автомобиль под уклоном, обязательно активируйте стояночный тормоз, но лишь в том случае, если он исправен.

Важно: когда состояние «ручника» вызывает у владельца вопросы, лучше машину на горке не ставить вообще, так как вспомогательная тормозная система может не выдержать. Тогда автомобиль рискует покатиться вниз, где с большой долей вероятности столкнется с другим ТС, препятствием или вовсе наедет на пешехода.

Аварийное торможение. Как уже было сказано выше, в случае аварийной ситуации при отказе основных тормозов единственной возможностью остановить машину является «ручник». В этом случае нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного трения тормозных колодок о барабан, ведь тогда фрикционные накладки и механизм перегреваются, уменьшается тормозной момент. Та же история актуальна при буксировке транспортного средства с неисправными тормозами.

Помимо прочего, стояночный тормоз является отличным помощником при устранении скольжения и превращении неуправляемого заноса в управляемый. Профессиональные дрифтеры прекрасно знакомы с полезными свойствами стояночного тормоза, так как активно им пользуются. Также водителей при контраварийной подготовке учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув «ручник», – навык, особенно полезный зимой, когда заскользить можно буквально на ровном месте.

Что может убить «ручник» вашего авто

Перетяжка тросиков. Это случается, когда автомобилист, пользуясь стояночным тормозом, бездумно затягивает его до упора, хотя местность вполне позволяет не использовать его по максимуму. Единожды растянув металлические тросики, следует понимать, что в прежнее состояние они уже не вернутся. Таким образом, эффективность «ручника» снижается в несколько раз.

Езда на «ручнике». Эта проблема достаточно распространена, даже водители со стажем нет-нет, да и согрешат, вовремя не отпустив рычаг стояночного тормоза. Невнимательный же водитель почти наверняка не обратит внимания не только на загоревшуюся лампочку на панели проборов, но и на затрудненный ход авто. И это плохо, ведь чем дольше машина в таком состоянии проедет, тем сильнее нагреются тормозные механизмы, что грозит не только стиранием колодок и тормозных дисков, но также перегревом суппортов и тормозных цилиндров. Кроме того, гарантированно растянется тросик «ручника», а двигатель и трансмиссия будут работать с повышенной нагрузкой. Шинам такая езда тоже не принесет ничего хорошего – их износ будет неравномерным.

Зимняя парковка. При наступлении холодов водителям лучше избегать постановки машины на «ручник» после долгой и интенсивной езды, мойки или проезда луж. Потому что из-за затянутого стояночного тормоза колодки могут примерзнуть к барабанам или диску, что приведет к заклиниванию задних (или передних) колес. Если все же попытаться начать движение в такой ситуации, велик риск повредить и основной тормозной механизм, и элементы «ручника».

Если у вас заклинили задние колодки, то выход с этой ситуации мы подскажем в нашем видео: "Заклинили задние колодки. Что делаем?".

Редкое использование. Тут все просто: чем реже мы пользуемся стояночным тормозом, тем быстрее он выходит из строя. В механизмах и тросиках развивается коррозия, отчего в разы снижается эффективность «ручника».

Профилактические меры

Как уже было сказано выше, одной из главных причин быстрого «умирания» стояночного тормоза является коррозия. Она появляется на тросиках и приводном механизме из-за неправильного хранения автомобиля (к примеру, в неотапливаемом гараже с плохой вентиляцией). Чтобы предотвратить губительные для «ручника» процессы окисления, лучше обработать все его элементы, предварительно очистив с поверхностей ржавый налет и нанеся на них состав WD-40.

Также не стоит забывать о состоянии резиновых защитных колпачков, расположенных на соединениях тросиков и контрольных отверстиях механизмов. Из-за постоянного растягивания на них образуются микротрещины, пропускающие влагу, что в свою очередь приводит к появлению ржавчины. Простая их обработка силиконовой смазкой спасет всю систему. Сделать это можно, к примеру, при плановой замене тормозных колодок.

В большинстве руководств по эксплуатации той или иной модели производители советуют проводить регулировку «ручника» каждые 30 тысяч км пробега. Обычно это осуществляется сотрудниками СТО при замене тормозных колодок ведущего моста. В нормальном состоянии стояночный тормоз должен держать автомобиль на уклоне в 25 градусов на 3-5 «щелчках» рычага.

Как правило, мало кто меняет кит-комплект элементов сведения/разведения колодок «ручника». И напрасно: стоит он копейки и обычно первым выходит из строя. Сделав это, вы обеспечите свободный ход тросов, что обеспечит им долгую жизнь.

Если оставляете автомобиль на длительную стоянку, «ручник» активировать не стоит. Если машина находится без движения месяц и больше, велик риск того, что колодки «прикипят» к дискам. Поэтому лучше поставить авто на прикол на передаче, на всякий случай подложив под колеса кирпичи или противооткатные упоры.

При примерзании колодок «ручника» движение следует начинать лишь после того, как будет отогрет замерзший механизм. Сделать это можно, полив тормозной диск «незамерзайкой» или при помощи выхлопных газов, подведенных к механизму «ручника» через шланг. В случае с барабанными тормозами можно также снять поочередно задние колеса и постучать по барабанам через деревянную проставку.

***

Надеемся, наши советы пригодятся вам в повседневной эксплуатации вашего авто и надолго сохранят стояночный тормоз в исправном виде. Будьте внимательны и осторожны!

26.10.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 202 562
Запчастей
24 468
Шин
30509
Продавцов