Не залатал – не поехал. Проблемы топливных баков ваших авто

Знаете ли вы, что английские конструкторы первого танка («ромба»), дабы обмануть бдительность немецких шпионов, называли его «баком» (по-английски бак – это tank) за внешнее сходство с таковым. Как вы поняли, в этой статье речь пойдет не о танках…

Не залатал – не поехал. Проблемы топливных баков ваших авто

Основная задача любого топливного бака – служить герметичным резервуаром для хранения легковоспламеняющегося жидкого топлива вроде бензина, ДТ или этанола. И чем прочнее данная емкость, тем лучше для вас и вашего транспортного средства.

Из чего сделан автомобильный «желудок»

Чтобы топливные баки соответствовали общепризнанным нормам безопасности, их изготавливают из высокопрочных стали, алюминия или пластика. У каждого из них разный рабочий ресурс, зависящий от качества материалов и технологии изготовления.

Последние время многие автопроизводители перешли на изготовление пластиковых топливных баков, поскольку такой резервуар может быть практически любой формы. Пластичность этого материала позволяет без проблем встроить его в готовую конструкцию транспортного средства без ущерба для расположения других технических узлов.

При этом пластиковый топливный бак не подвержен коррозии и при аккуратном вождении может эксплуатироваться очень долгое время. Единственное, чего боятся такие резервуары, – это механических повреждений. Вместо того чтобы устранять пробоину или трещину в пластиковой емкости, любой здравомыслящий механик посоветует вам ее заменить. Ведь даже от качественно сделанной заплатки эффект будет кратковременным – нарушенная герметичность пластикового бака обязательно приведет к потере топлива, а это угроза не только вашему кошельку, но и безопасности…

Не менее популярным материалом для топливного бака является алюминий. Этот металл очень легок, отлично поддается формовке и неплохо сопротивляется коррозии. При этом образовавшуюся пробоину в таком баке можно банально заварить без ущерба для его герметичности.

Стальные баки – явление из славного автомобильного прошлого. Во времена, когда небо было выше, бензин стоил копейки в любой валюте, а дизайнеры еще умели ценить красоту, практически во всех автомобилях по умолчанию ставились топливные баки из стали. Эти прямоугольные конструкции и сейчас можно встретить в обласканных народной любовью моделях из 90-х годов прошлого века – «бочка» Audi 80, Ford Scorpio, VW Passat B3 и «тройка» BMW удивят не только своим долголетием, но и запахом бензина в салоне (явный признак деформации топливного бака).

Причина долгой жизни стального резервуара кроется в качестве самого материала. Сделанные в эпоху, когда на металле еще не экономили, стенки этого бака были такой толщины, что могли долгие годы переносить коррозию от реагентов, низкое качество топлива и даже прямые удары «судьбы».

Единственный, но самый главный минус таких баков кроется в том, что их рабочий ресурс все-таки конечен. На частных СТО до сих пор популярна практика варить из частей двух полусгнивших стальных резервуаров один, но даже в краткосрочной перспективе вы рискуете получить вместо герметичной конструкции дырявое сито. Латать гнилое – так себе решение, особенно если от него зависит ваша безопасность.

Топливный бак – источник неприятностей?

При правильной эксплуатации транспортного средства – конечно, нет. Для топливного бака существует всего две угрозы: изнутри и снаружи. Чтобы обезопасить его от агрессивного влияния окружающей среды, достаточно следить за состоянием креплений, удерживающих топливный резервуар на положенном месте. Ведь автомобиль – подвижная структура, поэтому со временем болты развинчиваются, кронштейны начинают провисать. После нескольких лет активной езды бак авто может просесть на несколько сантиметров, в образовавшиеся зазоры крепежа попадают реагенты и грязь, что приводит к коррозии и их последующей потере.

Для тех, кто редко заглядывает под днище своей машины, такая ситуация чревата множеством неприятных сюрпризов. Чтобы этого избежать, чаще заглядывайте на СТО, регулярно проводите антикоррозийную обработку днища и не брезгуйте кёрхерной мойкой указанных элементов.

По той же причине стоит задуматься об установке защиты топливного бака. Это особенно актуально для автомобилей с низким клиренсом. Даже адепты такого экстремального досуга, как джип-триал, не понаслышке знают, как легко пробить днище внедорожника с дорожным просветом 25 см, наехав на пень или кочку, – что уж говорить о каком-нибудь «полоседане», в котором посадка по определению низкая. Любой выезд на заваленный снегом проселок грозит вмятиной или дырой от встречи с внезапной ледышкой.

Если неприятность все же случилось и в топливном баке вашего авто образовалась пробоина, а о замене резервуара речь не идет, следует подумать о его ремонте. Эта работа требует опыта, но если нет возможности обратиться к специалисту, можно обойтись временным решением.

Так, относительно большую пробоину можно загерметизировать с помощью резиновой прокладки и болта. Для этого, предварительно слив все топливо, через горловину бака следует установить болт в подогнанное под его диаметр отверстие. Но прежде чем наживить на него гайку с наружной стороны, нужно надеть шайбу и резиновую прокладку.

Если пробоина невелика, можно соорудить «заплатку» из ветоши, пропитанной смесью эпоксидного клея и отвердителя, предварительно очистив и обезжирив прилегающую к отверстию поверхность. Для временного решения проблемы подойдет также клей «Момент», но «заплатка» в этом случае должна быть многослойной, а на финальном этапе хорошо бы промазать ее нитрокраской.

Примечание. Нельзя не вспомнить еще об одной причине, приводившей к повреждениям бензобака: в лихие 90-е для перевозки контрабандного топлива, алкоголя и сигарет пользовался популярностью кустарный способ увеличения бензобаков легковых авто. Для этого на сам бак наваривали дополнительную емкость (нередко с отдельной горловиной), отчего тот под высоким давлением раздувался, что приводило к механическим повреждениям и истончению стенок. Также часто внутрь оригинального бензобака устанавливали перегородку, что сокращало его полезный объем на 30-40%. Причем производитель всегда изготавливал топливные резервуары больше заданного объема, так как бензину и дизелю с повышением температуры свойственно расширяться. Если водитель забывал об этом и заливал пространство для топлива «по края», при езде в жаркую погоду это могло привести к детонации.

Бензиновая и дизельная диеты

Несмотря на все описанные «ужасы», которыми может грозить топливному баку вашего автомобиля окружающая среда, главный источник проблем кроется в его «рационе». Вопросы вряд ли возникнут, если всегда заправлять авто качественным топливом, но ведь тогда и не было бы подобных статей, правда?

Здесь вернемся в ту «славную» пору, когда на белорусской «вторичке» появилось множество привозных иномарок из Европы с дизельными агрегатами. Популярность у нашего человека такой транспорт получил не только за феноменальную надежность, но и за безграничный, по сути, доступ к «бесплатному» топливу. Пресловутые «фольцы», «бэхи» и «ауди» в самом деле оправдывали свою репутацию неубиваемого транспорта, исправно поглощая топливо, предназначенное для тракторов и комбайнов.

Проблемы в таких случаях обрушивались на владельцев внезапно… Наличие банальной воды, которой было разбавлено топливо, приводило к образованию конденсата внутри бака, из-за чего тот начинал гнить с обеих сторон. Кроме того, зимой владелец мог внезапно извлечь из него целые пригоршни льда, который закупорил топливозаборник и являлся причиной того, что двигатель отказывался запускаться (это же касается посторонних примесей в топливе, грязи и продуктов коррозии). Также поступлением влаги внутрь топливного резервуара владелец обязан уплотнительному кольцу крышки топливозаборника, которое от износа перестало быть герметичным. Поленившись обратиться к специалистам и решив изготовить его самостоятельно, владелец должен помнить, что такую прокладку нужно мастерить не из подручного материала, а хотя бы из бензомаслостойкой резины, иначе долго она не продержится.

Также «дизелеводам» наверняка знакома ситуация, при которой зимой мотор их авто отказывается работать из-за того, что сетчатый фильтр топливозаборника оказался закупорен парафиновой слизью. Это прямой результат использования популярных в народе дизельных присадок, якобы необходимых для исправной работы дизельного двигателя в мороз. На самом деле от такой «помощи» топливной системе больше вреда, чем пользы.

Не стоит забывать и про систему вентиляции топливного бака, «благодаря» которой в резервуар попадает влажный атмосферный воздух, отчего в бортовой системе диагностики авто может «прописаться» несколько десятков кодов неисправностей. Но данная тема слишком обширна и заслуживает отдельного разбора.

13.12.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 154 121
Запчастей
33 859
Шин
35358
Продавцов