Когда нужно использовать высокооктановый бензин
Польза или вред
«Лучше меньше, да лучше», – гласит народная мудрость, агитирующая за качество против количества.

Октановое число
Октановое число бензина есть не что иное, как процентное соотношение изомеров и октана к гептану. Данный показатель говорит об эксплуатационных характеристиках топлива, его стойкости к детонации и прочем. По октановому числу легко вычислить устойчивость бензина к самопроизвольному возгоранию в процессе работы двигателя. Иными слова, чем оно выше, тем устойчивее процесс возгорания.

Маркировка бензина устанавливается во время лабораторных исследований, когда эталонная смесь сравнивается с испытуемым образцом. Если в образце содержится 5% гептана и 95% изооктана, то топливо маркируют знакомым всем индексом АИ-95. Он же говорит о количестве невоспламеняемого изооктана.
Детонация – это…
... не что иное, как самопроизвольное, неконтролируемое воспламенение топлива в двигателе. Это один из опасных процессов, сопровождаемый резким повышением температуры и взрывом (скорость сгорания с 15 м/с возрастает до 1,5 км/с).
Детонация в двигателе вызывает закоксовку камер сгорания, образует ударную волну, сопровождаемую перегревом, что в совокупности приводит к быстрому износу силового агрегата за счет несогласованной работы его механизмов.
Это происходит потому, что топливная смесь воспламеняется не от свечной искры, а из-за нарастания давления в камерах сгорания, когда поршень еще не достиг верхней точки своего хода. Если детонация возникает где-нибудь сбоку поршня или у клапана, взрывная волна внутри камеры бьет в противоход. Из-за чего поршни перекашиваются, а их юбки бьются о стенки цилиндров, делая там задиры.

Данный процесс может быть спровоцирован применением топлива с октановым числом ниже рекомендованного производителем. Также детонацию вызывает некачественный бензин, в котором присутствуют легкоиспаряемые вещества. Но годы опыта вроде бы научили автомобилистов не использовать контрафактный бензин, а также тот, который не соответствует конкретному типу двигателя. Однако работает ли этот же принцип в сторону повышения октанового числа?
Новые стандарты
В настоящее время на рынке достаточно много высокооктановых сортов топлива, рассчитанных для использования в современных турбированных моторах класса Евро-6. Помимо дорогого АИ-98 уже есть и бензин АИ-100, продаваемый под марками Pulsar 100 и Ultimate 100. Но не спешите заливать такой в свою Lada Granta…
Главное, что стоит учитывать при выборе топлива для своего авто, – это теплотворная способность, по которой современные сорта топлива не различаются. И любимый большинством автомобилистов «бюджетный» АИ-92, и «элитный» АИ-100 выдают при воспламенении смеси почти одинаковое количество энергии. Главное отличие этих бензинов заключается в детонационной стойкости. Данный показатель очень важен для современных двигателей, спроектированных под новые стандарты вредных выбросов в атмосферу.

Инженерная школа любого автомобильного бренда первого эшелона показывает довольно высокий уровень качества. Специалисты даже народных марок вроде VW, Skoda или Opel проектируют силовые агрегаты с поистине гигантским моторесурсом, их настройки соответствуют условиям конкретных рынков, где эти авто впоследствии будут продаваться.
Поэтому необходимо различать двигатели, рассчитанные на потребление АИ-92, и моторы, что спроектированы под более дорогие сорта топлива. Если заливать в силовые агрегаты первого типа более продвинутый бензин, большого вреда не будет, но и эффекта повышения мощности вы от них не дождетесь. А вот современные моторы обладают высокой степенью сжатия, поэтому топливо им требуется с высокой детонационной стойкостью, то есть АИ-98 или даже АИ-100. В реальной жизни мало кто из автомобилистов будет постоянно лить дорогой бензин даже при наличии премиального транспортного средства. Однако это уже приводит к риску повреждения мотора при активной езде.
В чем сила?
В правде, конечно. А она заключается в том, что в относительно современных ТС инженерами предусмотрена программная защита от детонаций. В ЭБУ двигателя заранее внесены алгоритмы, перенастраивающие зажигание, благодаря чему детонаций удается избежать. Но сопровождается это снижением мощности агрегата на 15-20%.

Если автомобиль изначально проектировался под высокооктановые сорта топлива и постоянно ездил на низкооктановом АИ-95, то он имеет нереализованный потенциал мощности. И конечно, при переходе на современное топливо водитель ощутит заметный прирост лошадиных сил. Рассчитанный на АИ-98 мотор в прямом смысле оживет, как только блок управления ЭБУ перенастроит зажигание.
***
Но если двигатель разрабатывался изначально на работу с АИ-92 и имеет низкую степень сжатия, то повысить его мощность с помощью современного бензина НЕВОЗМОЖНО, так как силовой агрегат данного типа уже работает практически на пределе своих возможностей. Это значит, что, начав «скармливать» ему более дороге топливо, вы просто будете тратить больше. Вот такая нехитрая арифметика.
22.05.2023