Полезные мелочи: зачем нужны лампочки-галогенки
Фары головного света в современных авто, даже бюджетных, производители заменяют на светодиоды. Тем не менее существует огромное количество подержанных авто, в которых фары оборудованы галогенными лампами.
Увы, несмотря на ряд преимуществ, такие лампочки вечными не являются, поэтому не будет лишним возить одну-две запасные галогенки в бардачке.
Что такое галогенная лампа?
Про эволюцию источников горения фар головного света говорить не будем, тем более что об этом мы уже неоднократно упоминали. Здесь лишь отметим, что галогенки пришли на смену лампам накаливания, используемым с 1919 года. Принцип работы этих ламп схож с «доисторическими» аналогами – свет в них тоже излучает вольфрамовая нить. При этом в самой колбе пребывает не вакуум, а буферный газ-галоген (обычно бром или йод).
Этот газ позволяет повысить температуру нагревания спирали, а вместе с тем световая отдача вырастает в несколько раз. Кроме того, газ не даёт вольфрамовой пыли оседать на внутренней стороне колбы, что увеличивает срок службы лампы в 2-4 раза (до 2000-4000 часов непрерывной работы).
По устройству галогенка также отличается от лампы накаливания: она имеет более короткую спираль и цилиндрическую колбу. Благодаря этому фары головного света отлично фокусируются, отличаясь ярким и направленным световым потоком. К слову, их до сих пор используют в противотуманных фарах, поэтому запастись несколькими галогенными лампами вам всё равно придется, чтобы не лишиться дополнительного источника освещения в критический момент.
О чем важно помнить
Современные производители выпускают лампы для фар транспортных средств, рассчитанные на питание от бортовой сети 12 В и 24 В. Среди них наиболее распространены источники освещения с цоколем H1, H3, H4, H7, H8, H11, HB3, HB4, HB5, H27W/1, H27W/2. При выборе галогенок также стоит учитывать напряжение, цветовую температуру и, конечно, упомянутый тип цоколя.
Основным преимуществом галогенок перед остальными источниками освещения является их дешевизна. Но здесь важно учитывать, что у фар есть и свои конструктивные минусы. К примеру, галогенные лампы очень чувствительны к жировым загрязнениям, поэтому их нельзя касаться даже чисто вымытыми руками.
Дело в том, что из-за высокой рабочей температуры колбы таких ламп изготавливаются из кварцевого стекла. При быстром нагреве лампы после её включения потожировые загрязнения начинают испаряться, охлаждая ту часть колбы, которую они испачкали. Из-за неравномерности нагрева стекла в нём возникают сильные внутренние напряжения, которые могут разрушить колбу. Лампа в буквальном смысле взрывается с большим количеством осколков. Так что при замене галогенок лучше пользоваться сухой бумажной салфеткой или резиновыми перчатками.
***
Пожалуйста, не забывайте о том, что в оригинальные фары можно ставить только те лампы, которые предусматриваются заводом-изготовителем. Речь здесь идет о конструкции самих ламп, а не о их характеристиках. Так что, если фары предназначены под установку галогеновых ламп, устанавливать в них ксеноновые лампы нельзя: пройти техосмотр в этом случае не получится, за подобную модификацию можно получить штраф.
06.09.2023