Почему производители перешли с металла на пластик

Экономят или думают о безопасности

Даже сейчас, в эпоху интернета и поиска при желании любой информации, находятся адепты старых технологий производства автомобилей. «Вот в наше время» - слышится то тут, то там. Мол, делали кузова из стали: она была прочна, а значит – автомобили служили дольше, а ездить было безопаснее.

Почему производители перешли с металла на пластик

«Не то что эти картонные коробки! От любого мало-мальского удара сминаются как скорлупа». «Думают только об удешевлении производства, а на людей им наплевать!» Мы тоже слышали не раз такие высказывания, читали их на форумах. И решили копнуть немного глубже и понять: а так ли все на самом деле, как думают многие автолюбители?

Для начала пробуем разобраться, какие же причины подтолкнули производителей к переходу от стали к пластику. Впервые его использовал еще Генри Форд в 1941 году. Гений считал (и не без оснований), что пластиковые кузовные элементы будут более надежными, чем просто металлические (оставим за скобками проблемы с металлом в военное время). Генри даже приводил аргументы: мол, при переворачивании автомобиля никаких серьезных последствий не будет!

Первый экземпляр, правда, уничтожили, породив массу вопросов. До сих пор точно неизвестен состав того пластика. Как бы там ни было, к этой теме вскоре обратились буквально все производители автомобилей. Начиная с 1970-х доля металлических частей в авто неуклонно снижается: 79% было – 55% стало. И в это же время потребление пластмасс к 2020 году выросло с 6 до 18%. К слову, резины – с 2 до 7%. Причем пластик используется не только в отделке салона. Его легко обнаружить в таких, казалось бы, неочевидных узлах, как кузов, подвеска и даже двигатель (полипропилен)!

Почему так происходит? Ответ на поверхности: пластик легче стали на 25-30%, а значит, меньше вес автомобиля и меньше расход топлива. Экономия? Да, но не только! Ведь производство пластиковых форм дороже, чем стальных! Во-первых, состав материала. Оборудование для штампа. Настройка и сварка. Такая, чтобы не жгла и не рвала при штампе сложных поверхностей. Это вам не у дяди в гараже – тут высокоточные технологии. Так что, если единственной причиной перехода от стали к пластику была бы экономия производителя, перехода бы как такового не случилось вовсе! Такая вот канитель…

Добавьте сюда же легкость деталей и узлов – это ведь еще и маневренность, и управляемость. Неспроста болиды Формулы-1 – это, как правило, пластик и композиты. А там порой сотые доли секунды играют решающую роль. И самое главное – безопасность. Проведен не один десяток тысяч тестов, математически доказано, что при скорости 50 км/ч (по городу) шансы выжить у пешехода стремятся к 100%, в то время как при скорости 70 км/ч – без вариантов. Для пешехода. 0%. Хотя и для водителя тоже. Подумайте сами, что лучше смягчит удар: бетонная стена или стог сена? Порой эти «лишние» 30-50 см – траектория смягчения удара – кому-то стоят жизни.

Еще одна причина перехода от стали к пластику – экологичность. Машина легче, потребление топлива ниже, выбросы в атмосферу меньше. Многие европейские государства такое стремление производителей не просто приветствуют, но и поощряют. В том числе и с помощью запретительных мер – постоянно снижается количество средних выбросов CO2. Меры жесткие, чтобы их соблюдать – нужны инновации.

Поэтому крупнейшие автомобилестроительные компании сотрудничают с химическими концернами, чтобы активно внедрять новейшие разработки в производство. Сами химические концерны инвестируют средства в создание новых пластмасс, которые будут применяться в автомобилестроении. И суммы там немаленькие.

И снова поговорим о безопасности. Расхожее мнение, что тверже стали нет полимера, давно в прошлом. Высокопрочные пластики имеют куда более высокие коэффициенты жесткости, сопротивления и термоустойчивости. Это подтверждают многочисленные краш-тесты.

И снова об экономии: в производстве такие материалы дороже, нежели их аналоги из стали. С другой стороны, они не подвержены коррозии, а использование звукопоглощающих композитов при отделке салона еще и лишний шум убирает. Следующий момент связан в большей степени с маркетингом. Пластик позволяет изменять внешний вид автомобиля. 3D-печать различных деталей уже используется многими производителям, в будущем такие технологии постепенно внедрят и остальные.

Так что, как видите, дело не в экономии или в чем-то еще. Здесь совокупность факторов и общая заинтересованность всех в движении вперед. Так что будущее автопрома однозначно за пластиком. Вопрос только в его процентном соотношении при производстве.

27.05.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 283 670
Запчастей
51 824
Шин
35358
Продавцов