Обслуживаем кондиционер правильно

Как летом не «закипеть» в собственном автомобиле

Что может быть лучше, чем в жаркий летний день наслаждаться освежающей прохладой в салоне собственного авто! Но даже если ваша машина оборудована системой кондиционирования, это не значит, что улучшить в ней микроклимат до желаемого уровня получится по нажатию одной кнопки.

Обслуживаем кондиционер правильно

Увы, автомобилисты часто забывают своевременно обслуживать кондиционеры, из-за чего получают «сюрпризы» в виде неприятного запаха, а то и вовсе неработающей климатической системы. Сегодня разберемся, как этого избежать.

Как работает кондиционер

Рядовой пользователь, конечно, не обязан разбираться в устройстве кондиционера, но общие положения мы все же приведем, чтобы вы лучше понимали, как все там работает. Итак, автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным маслом. Последнее необходимо для смазки компрессора и других элементов.

При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта (3), запускающая компрессор (1). Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его в конденсор (4), в народе называемый радиатором. В конденсоре сильно нагретый сжатый фреон охлаждается, в чем ему помогает вентилятор (5), включаемый одновременно с компрессором.

Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из радиатора уже в жидком состоянии. Далее жидкость поступает в ресивер-осушитель (6), где отфильтровываются грязь и продукты износа системы кондиционирования (где-то в районе ресивера или на нем самом есть смотровой глазок (7) – жидкий фреон там выглядит как газ зажигалки).

Затем жидкий фреон попадает в ТРВ – терморегулирующий вентиль (8), который представляет собой устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. Перегрев – это разница температуры на выходе из испарителя и температуры кипения хладагента. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. По сути, ТРВ является автоматическим регулируемым дросселем, который можно сравнить с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель (9), фреон вновь переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Испаритель, по сути, тот же радиатор, только небольшого размера. Он же и охлаждает фреон, а вентилятор печки (10) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля.

Примечание: данный процесс можно описать и по-другому. Вентилятор печки прогоняет теплый салонный воздух через холодный радиатор – воздух охлаждается, а радиатор, наоборот, нагревается. При это образуется конденсат, который мы зачастую наблюдаем в виде мокрого пятна на асфальте под автомобилем.

Пройдя через испаритель, все еще холодный фреон снова попадает в компрессор. На этом круг процессов охлаждения салонного воздуха в авто замыкается.

Часть системы кондиционирования от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью (на схеме красного и оранжевого цветов), которую с виду можно определить по тонким трубкам, как правило, теплым на ощупь. А часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью или магистралью низкого давления (на схеме голубого и синего цветов). Она выполнена в виде толстых трубок, ледяных на ощупь. Также в кондиционере есть несколько датчиков, отвечающих за оптимальное давление хладагента в системе.

Основные неисправности климатической системы

Определить, что кондиционер в вашем авто работает неправильно, достаточно легко. Самым явным признаком этого будет отсутствие холода, либо неприятный запах нагнетаемого в салон воздуха, либо его слабый поток даже при максимальном режиме работы климатической системы.

Стоит отметить, что при работе автомобильного кондиционера образуется влага, которая скапливается на испарителе вместе с грязью и пылью, что является идеальной средой для развития вредоносных для человека бактерий и плесени. Но прогресс не стоит на месте: в современных климатических системах автомобиля применяются антибактериальные поверхности, предотвращающие появление различных микроорганизмов. Но, как показывает практика, это в основном маркетинговые махинации, часто не соответствующие действительности.

Чтобы снизить количество грязи и пыли, поступающих в систему кондиционирования и вентиляции, существуют салонные фильтры, о которых подробнее можно прочитать здесь. Специалисты рекомендуют менять данный фильтрующий элемент не реже раза в год, хотя далеко не все автомобилисты придерживаются этого правила.

Дорожная грязь, попадающая между основным радиатором и конденсором, приводит к нарушениям работы как климатической системы, так и системы охлаждения двигателя. При обращениях в автосервис механики часто наблюдают практически полное закупоривание пространства между упомянутыми агрегатами. При этом пользователи начинают искать причину перегрева мотора, забывая проверить элементарную вещь – не мешает ли обдуву основного радиатора накопленный мусор.

Также грязь является основной причиной коррозии алюминиевых деталей системы автомобильного кондиционера. Если долго пренебрегать их чисткой, при последующем разборе можно наблюдать, как соты радиатора кондиционера облетают как осенние листья. А любая микротрещина в нем может привести к утечке хладагента, что впоследствии приведет к ремонту всей климатической системы. Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка кондиционера предотвратят появление многих неисправностей или полный выход системы из строя.

Выполняем профилактику

Процесс чистки кондиционера состоит из следующих основных этапов:

• замена салонного фильтра;
• очистка конденсора;
• дезинфекция элементов системы;
• дозаправка фреона (при необходимости).

С заменой салонного фильтра все вроде бы понятно. Угольный считается эффективнее бумажного, но и стоить будет дороже. Что касается мытья конденсора, то здесь важно учитывать, что последний расположен перед основным радиатором охлаждения двигателя. Поэтому очистку важно производить одновременно с профилактикой этой системы или при замене антифриза. Архитектура конденсора, как и основного радиатора, достаточно хрупкая и подвержена механическим повреждениям. Поэтому мыть устройство нужно аккуратно, не направляя на него сильный напор воды, иначе можно повредить ребра сот. В редких случаях конденсор можно отмыть, не снимая радиатор системы охлаждения двигателя, но в основном без демонтажа обоих элементов тщательной очистки не получится.

Чтобы процедура была эффективной, выполнять ее необходимо хотя бы раз в 30-40 тысяч км пробега автомобиля. Если хотите делать это реже, стоит по возможности избегать загрязненных локаций и установить за фальшрешеткой радиатора авто мелкоячеистую металлическую сетку, которая будет удерживать на себе комья грязи и крупные фракции мусора.

Антибактериальную обработку системы кондиционирования рекомендуется проводить ежегодно перед началом летнего сезона или при первых признаках появления неприятного запаха в салоне авто. Но повторимся: периодичность профилактических работ во многом зависит от условий эксплуатации вашей машины.

Важно: некачественное обслуживание кондиционера помимо его поломки может повлиять на развитие в системе болезнетворных бактерий, которые, в свою очередь, станут причиной возникновения заболеваний дыхательных путей.

***

Выполнить профилактическую очистку кондиционера и его антибактериальную обработку можно на СТО или своими руками, используя специальные средства. В данном случае все зависит как от вашего бюджета, так и от желания комфортно эксплуатировать автомобиль летом, а также от личных умений по обеспечению этого.

15.06.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов