Полезны ли автомобильные присадки
Разбираем их виды и назначение
Автолюбителей всегда можно было разделить на два типа: тех, кто старается эксплуатировать машину правильно, и тех, кто едва ли не с рождения знает, как сделать лучше. Первые стараются не пропускать ТО, заливают качественное моторное масло и не экспериментируют с топливом.

Вторые соблюдают техрегламент от случая к случаю, покупают «незамерзайку» по акции, а когда слышат в работе мотора посторонние звуки, «лечат» его присадками…
Любопытно, что при этом каждый по-своему желает продлить срок эксплуатации транспортного средства. Но одни делают это как положено, а другие – как бог на душу положит. Тем более что производители автохимии на все лады нахваливают свой товар, обещая новую жизнь агрегатам, если прямо сейчас залить в них волшебную жидкость из бутылочки. У bamper.by свой взгляд на автомобильные присадки и на то, стоит ли вообще с ними связываться.
Какие присадки бывают
Поскольку основным агрегатом, подвергающимся постоянным нагрузкам, является двигатель автомобиля, большая часть существующих присадок направлена на улучшение его работы. Однако владельцам новых авто такие средства использовать не рекомендуют даже их изготовители: мол, своевременно меняйте масло – все необходимые для сохранности двигателя компоненты в составе определенной регламентом жидкости присутствуют. По этой же причине против использования присадок выступают сегодня автобренды: лейте в мотор сертифицированное масло – и будет вам счастье.

Но как быть с видавшим виды двигателем, проехавшим тысячи километров? Специально для своей основной целевой аудитории производители автохимии подготовили целый арсенал присадок различного назначения. Давайте знакомиться.
• Антидетонационные присадки используются для того, чтобы скорректировать октановое и цетановое число заливаемого топлива. Актуальны, если вы часто используете топливо плохого качества (не важно, бензин или дизель). В данном случае в топливной смеси появляются пероксиды, опасные тем, что сгорают до начала поджигания топливной смеси. Из-за этого температура в камере сгорания критически возрастает, что приводит к детонации двигателя. Антидетонационные присадки останавливают этот процесс, уничтожая пероксиды и не давая им накапливаться.
• Депрессорные и диспергирующие. Первые снижают температурный порог, при котором масло начинает застывать. Как правило, их заливают в двигатель с зимним моторным маслом, но бывают присадки для дизеля, которые добавляют в топливный бак автомобиля, чтобы не замерзало топливо. Вторые же заливаются исключительно в бак для предотвращения расслоения дизельного топлива и препятствия образованию парафинового осадка.
• Присадка-загуститель повышает вязкость масла и очень актуальна зимой. Применяется для старых моторов с изношенными комплектующими цилиндропоршневой группы, зазоры между которыми из-за постоянного трения увеличиваются. Это приводит к тому, что масло попадает в камеру сгорания, во время работы двигателя появляется дым. Использование данных присадок увеличивает вязкость масла и предотвращает его попадание в камеру сгорания.

• Присадка с антифрикционным покрытием используется для предотвращения появления задиров на стенках цилиндров ДВС и уменьшения зазоров между трущимися парами. Также она снижает шумность работы двигателя и повышает чистоту выхлопа.
• Присадки-ингибиторы предотвращают коррозирование металла деталей, контактирующих непосредственно с топливом. Этот тип присадок вытесняет водяную пленку с металлической поверхности, тем самым не давая начаться процессу окисления металла.
• Геомодификаторы улучшают характеристики мотора и продляют его рабочий ресурс. Имеют долговременный эффект и обычно применяются в новых авто или в машинах с малым пробегом.
• Восстанавливающие присадки относятся к типу сильнодействующих. В их составе содержатся металлизированные добавки, которые еще называют микрокерамикой. Они могут уменьшить масложор, снизить расход топлива, улучшить компрессию в двигателе, тем самым восстановив рабочие показатели ДВС. Обычно их добавляют при каждой замене масла в «уставших» двигателях.
• Антиокислительные присадки применяются для уменьшения скорости окисления масел и накопления в них посторонних примесей. Этой химической реакции способствует контакт смазочного материала с металлическими поверхностями и частицами износа, которые действуют как катализаторы. В результате изменяются химико-физические свойства масла, что ведет к ухудшению его эксплуатационных характеристик. Если окислительный процесс зашел достаточно далеко, может потребоваться полная замена жидкости в системе смазки.
• Дисперсные присадки превращают твердые примеси, образующиеся в результате работы ДВС (несгоревшие углеводороды, смолы, сажу, различные загрязнения), в суспензию. Так, дисперсанты не дают скапливаться твердым примесям в моторе и снижают закоксованность его рабочих поверхностей.
• В моющие присадки (детергенты) добавляются соли кальция или магния. Они также препятствуют накоплению примесей и нагара в виде сажи, смолы, несгоревших углеводородов, грязи на деталях ДВС, испытывающих воздействие высоких температур, например, в канавках цилиндров. Их воздействие помогает бороться с углеродистыми осадками и окисленными смесями, а также с загрязнениями и смолистым налетом на металлических поверхностях.
Степень воздействия
Исходя из нашего опыта, все автомобильные присадки также можно поделить по степени воздействия на три группы. Первые назовем ядреными. Как правило, они представляют премиум-сегмент среди производителей автохимии, отличаются высокой ценой и качеством. Использовать их стоит очень осторожно, внимательно прочитав все рекомендации изготовителя, поскольку концентрация активных веществ в них настолько высока, что, переборщив с дозировкой, вы вместо решения получите проблему, умноженную на два.

К примеру, следуя благородному порыву, автовладелец решает промыть систему охлаждения своего авто, а заодно предупредить образование внутренней коррозии. Залив от души присадку-ингибитор в радиатор, он при этом забывает, что кое-где металл данного узла уже мог окислиться и стать тоньше. А из-за воздействия мощного средства на очаг коррозии вместо радиатора охлаждения владелец получает решето, пусть и очищенное изнутри от ржавчины. И такие случаи вовсе не редкость.
Для наглядности также стоит вспомнить замечательную присадку Motor Doctor фирмы Mannol, нормализующую компрессию двигателя. Она действительно со своей задачей справлялась неплохо, но если залить ее больше необходимого, можно закупорить масляные каналы и заставить мотор работать «в натяг», что в дальнейшем приведет к полной замене смазывающей жидкости.
По этим причинам пользоваться такой автохимией следует осторожно, строго по инструкции, ознакомившись со всеми рекомендациями и «побочками». Иначе подобная «терапия» даст обратный эффект.

Вторую группу представляют присадки умеренного действия. Это хлеб с маслом для каждого именитого производителя автохимии. Не стоит верить рекламе, добавляя присадку Suprotec или Bardahl в топливо, надеясь сэкономить на расходе заявленные производителем 20% бензина. Но 3-7% топливной экономии с их использованием получить вполне реально, особенно при малых нагрузках или работе ДВС на холостом ходу.
Для моторов с пробегом, а также редукторов, раздаточных коробок и трансмиссий различных типов такие присадки сгладят рабочие поверхности механизмов, уменьшат размеры микронеровностей. Не стоит думать, что данные средства – панацея от всех «болезней». Наоборот, если не соблюдать регламент ТО, заправляться топливом неизвестного происхождения и эксплуатировать автомобиль при максимальных нагрузках силовых агрегатов, вы лишь приблизите капитальный ремонт своего транспортного средства, максимально сократив его рабочий ресурс, и никакая присадка тут не поможет.
Учитывайте это, когда очередной раз станете жертвой маркетологов и поверите в чудодейственное снадобье, которое якобы избавит ваше авто от всех «болезней». Тут все как с людьми: к терапевту мы идем при первых симптомах болезни, а к хирургу – когда пилюли пить уже поздно.

Третья группа присадок дает эфемерный эффект, то есть никакой. Банками от ноу-нейм брендов (в основном китайских, но есть среди них и отечественные) обычно заставлены прилавки не самых дорогих магазинов. Это идеальное средство для тех автовладельцев, которые искренне верят, что жидкость стоимостью $5-15 полностью «исцелит» чихающий движок его машины, сэкономит топливо плюс еще и выхлоп почистит.
Увы, эффекта от таких присадок нет совсем или он незначителен. А вот их популярность обусловлена большим количеством поклонников халявных мер. Что же, они хотя бы не ухудшают состояние авто, что уже неплохо (но это не точно). Зато на душе у автовладельца, их использующего, наверняка станет спокойнее. Хоть и ненадолго.
***

Подводя итоги столь беглого и своеобразного обзора (детальным займемся позже), мы скажем, что bamper.by не исключает использования автомобильных присадок. При этом мы против дремучей глупости и веры в единорогов. Мы точно знаем, что универсальной микстуры, способной заставить двигатель вашего VW Polo после 250 тысяч км бегать как свежесобранный, не существует.
И уверены, что надеяться решать проблемы с ходовой частью с помощью одних лишь присадок – худшее, что может предпринять владелец авто.
Также мы не рекомендуем пользоваться непроверенными средствами, об изготовителе которых вы не знаете ничего. Даже опираясь на логику, легко предположить, что под такими известными брендами, как Elf, SMT или Liqui Moly вряд ли будут выпускаться продукты низкого качества, а вот под марками, название которых вы слышите в первый раз, – запросто. А последствия сделанного выбора не заставят себя долго ждать. В остальном присадки для автомобильных систем и агрегатов вполне практичная и даже полезная вещь. Главное – знать, что, зачем и куда лить.
13.02.2022