Двойная сплошная: как работает система удержания в полосе

Об умных помощниках автомобилиста, коих больше необходимого в современных машинах, можно почитать здесь. Среди них есть вроде бы небесполезная функция удержания автомобиля в полосе, называемая также аббревиатурой LKAS (от англ. Lane Keeping Assist System). Сегодня расскажем, как она функционирует и что реально умеет.

Двойная сплошная: как работает система удержания в полосе

Умный радар

По сути, LKAS есть не что иное, как работающая в реальном времени камера, установленная за фальшрешеткой радиатора или рядом с салонным зеркалом заднего вида – именно эти места оптимальны для того, чтобы считывать дорожную разметку по обеим сторонам автомобиля. Эта камера передает данные бортовому компьютеру, который при помощи встроенных алгоритмов осуществляет контроль за движением транспортного средства по оптимальному курсу.

Если автомобиль без предупреждения (например, без активации «поворотника») пересекает дорожную разметку, LKAS тут же уведомит об этом водителя. Самые простейшие системы подадут громкий звуковой сигнал или заставят вибрировать рулевое колесо (такие штуки называют еще визуально-тактильными), а помощники посложнее могут самостоятельно выправить машину, а то и вовсе применить экстренное торможение.

Данная технология была придумана для безопасного движения по скоростным магистралям, автобанам и автострадам. Она отлично подходит для контроля выбранного участка дороги, исключая возможность внезапного съезда с него. Изначально разработанная для премиальных седанов, со временем она стала применяться и в более бюджетных авто вроде купе или минивэнов.

Несмотря на то что большая часть автомобилистов понятия не имеет о принципе работы LKAS и расположении ее датчиков, три четверти опрошенных водителей, по данным различных статистических отчетов, заявляли, что эта система хотя бы раз спасала им жизнь. Это неудивительно, ведь ситуаций, когда рядовая случайность может стать на дороге аварийной, масса: от замедленных маневров из-за переутомления или болезни до банального сна за рулем.

Типы помощи при слежении

Конечно, своя градация и видовое разнообразие подсистем есть и у LKAS – кстати, от принципа действия компонентов эта аббревиатура меняется. К примеру, начальный уровень такого ассистента называется системой предупреждения о съезде с полосы (Lane Departure System; LDS) и всего лишь посылает водителю уведомления о попытках автомобиля сменить заданный курс звуковыми либо видеосигналами. Такой помощник относится к разряду пассивных и работает через видеодатчик, напоминающий простой регистратор.

А вот непосредственно система удержания в полосе (Lane Keeping System; LKS) аппаратно уполномочена совершать не зависящие от водителя маневры и действия по удержанию транспортного средства в полосе, если тот не реагирует на предупреждающие сигналы. Система центрирования полосы является самой продвинутой из всех, работая в связке с круиз-контролем или автопилотом.

Функционирует LKS благодаря лазерным либо инфракрасным датчикам. Первые располагаются в радиаторной решетке или бампере и при помощи четких алгоритмов проецируют линии по задаваемому маршруту, после чего авто следует ему. Принцип работы вторых схож с лазерными, но имеет другой тип обработки данных, показывая отличные результаты в темное время суток. Размещаются инфракрасные датчики на днище автомобиля.

Особенности системы

Преимуществом системы помощи удержания авто в полосе является незамедлительная реакция компьютера до того, как ситуация стала критической. Человек, увы, не способен реагировать на дорожную обстановку настолько остро в любой момент времени движения.

При этом настойчивость звуковых и прочих сигналов может дополнительно отвлекать водителя. В этом случае нужно знать, что простая активация «поворотника» либо чрезмерное усилие на рулевом колесе могут временно отключить LKAS. Кроме того, по умолчанию система включается на скорости 60-70 км/ч, а при движении в жилой зоне не функционирует.

***

Чувствительность данного помощника также можно настраивать, иначе он может в буквальном смысле свести автомобилиста с ума, издавая писк на всякую ямку, кочку и другую неровность дороги. А еще датчики некорректно работают в условиях недостаточной видимости (дождь, снег, туман, пыль), на местности со «слепыми» поворотами, склонами, плохо различимой разметкой и в местах проведения строительных или ремонтных работ. Во всех перечисленных условиях водителю следует быть особенно осторожным, а еще не забывать о необходимости чистить места крепления датчиков LKAS от грязи и пыли, иначе они не смогут функционировать.

03.09.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 004 380
Запчастей
47 898
Шин
34570
Продавцов