Зачем менять салонный фильтр в авто

Чтобы легче дышалось

Не так давно bamper.by рассказывал о значении воздушного фильтра для «здоровья» двигателя внутреннего сгорания в авто. Сегодня мы решили расшить тему и уделить внимание салонному фильтру, ответственному за формирование благоприятного микроклимата внутри автомобиля.

Зачем менять салонный фильтр в авто

Давайте вместе разберем функциональность данного элемента и важность его своевременной замены.

Маркетинговый трюк или реальная польза?

Когда эра автомобилестроения только вступала в свои права, конструктив «самоходных карет» был максимально простым, но даже в таком виде потрясал воображение. Мчавшийся по проселку фаэтон без какой-либо упряжки развивал ошеломительную скорость 20-35 км/ч, а управлявший этим экипажем водитель лоснился от пыли и копоти – в свое время эта реальная картина выглядела фантастически (чего стоит образ доктора Ватсона из фильма «ХХ век начинается»).

Для защиты от внешних воздействий автовладельцу были нужны лишь стеклянные окуляры и кожаный шлем – поймать лицом ком грязи из-под колес в то время было гораздо вероятнее, чем столкнуться с таким же экипажем, несмотря на то что к 1910 году многие бренды перешли на массовый выпуск – по 1000 единиц колесной техники. Зато уже через каких-нибудь полвека машин на дорогах было столько, что прохватить в «кибитке» с открытым верхом стало не только дискомфортно (о чем мы также писали), но и опасно для здоровья.

Первый салонный фильтр был применен в 1979 году в хэтчбеке Saab 900, так как экологическая обстановка в загруженных автомобилями городах и на магистралях постоянно ухудшалась. Сегодня, когда содержание вредных выбросов в атмосферу постоянно растет, а общий фон загрязнения атмосферы мегаполисов характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года, салонный фильтр – единственное, что удерживает вредные компоненты, содержащиеся в воздухе, от попадания в авто и наши легкие.

Даже в те дни, когда экологическая обстановка в отдельно взятом городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабинах легковых машин – в 7 раз! То есть нередко возникает ситуация, что при движении с открытыми окнами воздух в салоне машины может стать даже чище, чем с закрытыми…

Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и неблагоприятно влияет на нашу психику.

Чтобы лучше понимать масштабы угрозы, следует представить, что каждый автомобиль сегодня постоянно движется сквозь невидимый туман из частиц реагентов, песка, сажи, кусочков асфальта, бензопиренов и иных химических соединений. И мы всем этим дышим, если своевременно не меняем фильтр в салоне своих авто…

Какие фильтры бывают

Сперва для фильтрования воздуха в салонах автомобиля использовали обычную бумагу. Однако в скором времени от этого решения отказались, поскольку целлюлоза создает благоприятные условия для размножения различных вредоносных бактерий, а кроме того, бумага является отличным горючим материалом.

Позже появились многослойные фильтры из синтетического волокна, содержащие слои из гранул активированного угля.

Такой материал поглощает молекулы оксидов азота, серы и прочих вредных веществ, намного лучше защищая пассажиров от воздействия агрессивной среды.

Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, которые можно разделить на 5 основных типов:

барьерные или обычные фильтры изготавливаются из натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Такие фильтры очищают поступающий в салон воздух лишь от пыли и насекомых;
фильтры с поверхностным слоем активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи, отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются;
угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, другая – слоем естественного антиоксиданта полифенола. Они более дорогие и особенно актуальны в весенне-летний сезон, когда повышается активность аллергенов;
электретные фильтры содержат кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, притягивающих мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать 99% взвесей диаметром 5-100 мкм, к которым относится пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1 мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
комбинированные фильтры представляют собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеют несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.

Когда нужно менять салонный фильтр

О том, что салонный фильтр следует заменить, можно узнать по следующим признакам:

• появление запаха в поступающем в салон воздухе;
• появление пыли при включении вентилятора;
• недостаточная сила потока воздуха;
• повышенное запотевание стекол.

Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Замену фильтра лучше доверить знающему специалисту, так как неопытный пользователь может легко повредить при демонтаже панели и крепежные фиксаторы. В некоторых моделях авто фильтры расположены в труднодоступных местах, что требует демонтажа окружающих деталей.

Точные сроки замены салонного фильтра обычно указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля – как правило, они определены с учетом нормальных условий вождения. Средняя периодичность замены данного элемента составляет 15.000 км пробега. Однако в условиях загазованного мегаполиса этот срок следует сократить вдвое. Наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.

Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения вредоносных соединений.

Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов. Сжатый воздух не способен очистить внутренние поры в фильтре – он только забивает очищающие каналы. Таким образом пропускная способность «салонника» ухудшается, на выходе мы получаем лишь визуально очищенную поверхность, еще больше нагружая при этом вентилятор отопителя, не говоря уже о том, что продолжаем дышать грязным воздухом.

ВАЖНО: даже когда машина никуда не едет, в ее коробе воздухопритока, в народе называемом «жабо», постоянно накапливается пыльца, тополиный пух, древесные почки, пыль всех видов, вода. Все это быстро начинает плесневеть, создавая питательную среду для грибковых соединений, что особенно опасно для аллергиков и астматиков. Чтобы подобного избежать, рекомендуется регулярно чистить короб от накапливающихся в нем загрязнений.

***

Надеемся, вы не станете экономить на своем здоровье и замените салонный фильтр, как только почувствуете необходимость в этом. Дышите лишь чистым воздухом! И конечно, оставайтесь с нами.

03.04.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 825 290
Запчастей
24 998
Шин
28825
Продавцов