Чтобы было тепло: как починить обогрев сидений
В современных, даже в бюджетных моделях автомобилей присутствует такая функция, как обогрев сидений. Кто-то может ей часто пользоваться, кто-то и вовсе никогда не включает, но все же, согреть в короткий срок водителя и переднего пассажира в зимний мороз она способна. Увы, обогрев сидений — система, уязвимая к физическим воздействиям, поэтому и «живет» недолго. Сегодня расскажем, как вдохнуть в нее жизнь своими силами и без серьезных затрат.

Принцип работы системы
По своему устройству подогрев сидений несложен и напоминает схожие системы в зеркалах и стеклах: по проводнику поступает электроток, в результате чего тот нагревается и источает тепло. Правда, в сидениях этот проводник на порядок крепче, нежели на тех же стеклах, и представляет собой либо провод, либо проволоку без изоляции, которые уложены в специальных матах под обшивкой сидений особым образом, змейкой.

В машинах начала-середины нулевых обогрев сидений имел всего один, максимум два режима интенсивности, тогда как в современных авто их максимальное количество достигает пяти. Регулируется температура нагрева проводника специальным резистором, который ограничивает ток в пределах заданной температуры, а заодно страхует систему от перегрева и последующего за ним обрыва цепи. Неприятным побочным эффектом такого явления также может стать возгорание обшивки сидений и пожар в автомобиле.
Причины поломки системы
Самой частой из них является банальный механический обрыв проводника, или нагревательной нити. Это происходит как из-за старения материалов, так и по причине неправильного обращения: к примеру, если часто садиться на сидение (пассажирское), поджав по себя ноги, вставать на него коленом при каком-то мелком ремонте салона, ставить тяжелые предметы, которые могут давить своей массой не по всей площади кресла, а лишь в одну точку и т. д.

Другой по популярности причиной является сгоревший предохранитель. В электроцепи это частое явление, которое может происходить регулярно, если проводка в авто неисправна.

Еще
Поломка терморезистора, представляющего собой небольшой, размером с ноготь, элемент, ремонту не подлежит, но способна вывести из строя всю систему. Перепаивают его, как правило, лишь энтузиасты, а электрики на СТО меняют деталь целиком.

А вот выход из строя кнопки включения системы способен привести в замешательство автовладельца, так как индикация на ней может работать даже при обрыве проводника или иного элемента проводки. Это, к слову, часто встречается на автомобилях с пробегом: продавец включает обогрев, и кнопка горит, но сам мат при этом не греет, так как на это уходит время. Важно иметь это в виду.
Диагностика проблемы
Как правило, проверяют работоспособность обогрева сидений мультиметром в режиме измерения напряжения и сопротивления. Чтобы найти контактную фишку нужной системы, достаточно заглянуть под сидение. Если их там несколько, нужную следует определить, сверившись с руководством по эксплуатации автомобиля, либо же проштудировать тематические интернет-форумы.

При включении системы на фишке должно отразиться 12V. Если этого не произошло, проблему следует искать в проводке, реле, предохранителе или плате выключателя. А вот чтобы выяснить работоспособность мата, разъем под сиденьем следует разъединить. Затем мультиметр переводят в режим измерения сопротивления, на минимальный предел. При контакте щупов с исправным матом результат не должен превышать 1-3 Ом. Если значение существенно выше, значит, обрыва нет, но нагрев происходить не будет: в этом случае следует проверить терморезистор. А вот когда на экране появится значение «1», приравниваемое к «бесконечности», значит, в цепи обрыв.
***
После выяснения причин к дефектному элементу нужно подобраться. А для этого обшивку кресла, увы, придется разобрать. Эта процедура несложная: внешняя обшивка, не важно, кожаная или из ткани, обычно крепится к каркасу на металлических кольцах и пластиковых защелках. Защелки можно легко отстегнуть руками, а вот кольца придется либо раскрыть плоскогубцами, либо раскусить мощными бокорезами. В этом случае вернуть им прочность едва ли получится, поэтому имеет смысл заменить на нейлоновые стяжки. Чтобы добраться да нагревательного мата, их важно удалить все, как на сидении, так и на спинке. После удаления колец обшивка свободна — можно искать место обрыва или перепаивать терморезистор.
26.12.2024