Балансировка колес: зачем нужна и как поправить

Чтобы колеса автомобиля исправно выполняли свою основную функцию – обеспечивали связь автомобиля с дорогой, – недостаточно, чтобы они были круглыми и целыми. Не менее важно, чтобы их центр масс совпадал с центром окружности, иначе во время движения колеса будут вибрировать и даже создавать ощущение, будто подпрыгивают на несуществующих ухабах.

Балансировка колес: зачем нужна и как поправить

Нарушенная балансировка будет создавать дискомфорт при вождении, а также приведет к ускоренному износу протектора шин, колесных дисков и элементов подвески. Причем вовремя определить эту проблему может быть довольно сложно, поэтому диагностику ходовой части авто рекомендуется проводить регулярно, лучше на профессиональном шиномонтаже.

Подводные камни

Балансировку колес нередко путают с регулировкой развала/схождения. Но это две принципиально разные процедуры, которые, впрочем, требуют внимания специалистов при смене зимнего комплекта шин на летний или при замене пары колес, если те уже откатали свой ресурс. Если в первом случае регулировке подвергается само колесо, то во втором – детали подвески.

Профессиональные мастера различают два вида дисбалансировки колес – статический и динамический. При статическом дисбалансе происходит неравномерное распределение масс по оси вращения. Последующее биение колес в вертикальной плоскости приведет к стремительному износу элементов подвески, например, опорных подшипников амортизационных стоек и шаровых подшипников ступиц.

При динамическом дисбалансе неравномерное распределение масс происходит в плоскостях колеса. Это приводит к появлению двух противоположных сил на «плече» покрышки относительно плоскости вращения и вызывает так называемый «воблинг», или биение, в первую очередь опасное для мотоциклистов. Особенно сильно это ощущается на скорости выше 120 км/ч – автомобиль начинает сильно вибрировать. Однако зачастую дисбаланс колес бывает комбинированным, то есть сопровождается двумя описанными выше симптомами.

Баланс колеса может смещаться не только постепенно, но и одномоментно, если вы, к примеру, въехали в глубокую яму на немаленькой скорости. Поэтому балансировку следует проводить регулярно, а в отдельных случаях – досрочно. Здесь важно не упустить тот момент, когда протектору или подвеске будет нанесен критический урон. Понять, что балансировка нарушена, можно по ряду признаков. Так, вибрации на руле указывают на дисбаланс передних колес, а через сиденья легко почувствовать потерю баланса задними шинами.

Как выполняется процедура

На шиномонтажной линии специалисты легко устранят динамический дисбаланс колеса, вернув ему равномерное распределение массы по ширине. Для этого в определенных местах устанавливаются компенсирующие грузики с обеих сторон обода диска. Определяются эти места компьютерным способом на специальном станке, на котором происходит процедура. От разновидности диска зависит, какого типа грузики будут использованы: как правило, они изготавливаются из цинка или свинца и различаются по массе – от 5 до 100 граммов.

Также грузы бывают набивными и клеящимися. Первые используются в основном для балансировки колес со штампованными дисками – такие крепят на кромку диска с внутренней и наружной сторон. А клеящиеся применяются для колес с коваными и литыми дисками – в этом случае их помещают внутрь диска с внутреннего края и ближе к спицам. Принято считать, что более практичными являются набивные грузы, поскольку клеящиеся плохо переносят резкие перепады температур, особенно холод, из-за чего могут отвалиться. То же самое может произойти под сильным напором воды во время мойки.

Кстати, владельцам авто с литыми дисками сложной геометрии бывает особенно сложно избавиться от налипшего изнутри льда, отчего колеса также теряют баланс. Следовательно, в этом случае сперва следует их тщательно вычистить и лишь затем ехать на шиномонтаж.

Также отметим, что перед балансировкой все колеса и диски необходимо тщательно очистить от мелких камней, песка и грязи. В противном случае весь этот мусор не позволит правильно отбалансировать колесо. Кроме того, при проведении процедуры важно убедиться, что мастер изъял все установленные ранее компенсирующие грузики, иначе эффект будет тот же – неравномерное распределение баланса.

Когда нужно делать балансировку

Резюмируя сказанное, отметим, что балансировку колес следует проводить в следующих случаях:

• раз в год либо через каждые 10 тыс. км пробега в зависимости от того, что наступит раньше. При этом производитель может давать собственные рекомендации, указанные в мануале по эксплуатации вашего авто;
• при сезонной смене колес;
• досрочную балансировку следует осуществить, если автомобиль долго стоял без движения. В этом случае на шинах могут появиться плоские участки, нарушающие баланс;

• после неудачного наезда на крупный ухаб, выбоину, бордюр или искусственную неровность;
• при появлении странных вибраций, ощутимых через руль, пол автомобиля или сиденья. При этом учитывайте, что причиной таких вибраций может быть не только потеря балансировки. Но данный дефект сильнее ощущается при езде по ровной дороге и на высокой скорости;
• при неравномерном износе протектора с разных сторон колеса.

Важно: из-за дефицита любых материалов на авторынке многие владельцы машин предпочитают устанавливать дешевые шины, которые априори склонны к потере геометрии. Рекомендуем такой продукцией не пользоваться, так как балансировать их придется намного чаще. Но если выбора нет, приобретайте сертифицированную продукцию с товарным чеком, так как на нее распространяется гарантия производителя либо продавца.

02.07.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 049 645
Запчастей
45 065
Шин
34608
Продавцов