АКПП вышла из строя

Как это понять и что дальше делать

Те, кто помнит, как в механическую коробку передач ВАЗ-2101 добавляли опилки, «чтоб машина мягче ехала», по понятным причинам пребывают в культурном шоке от современного автопрома. Ведь, если подумать, проблемы нынешних автомобилистов не сравнить с трудностями бытия их еще здравствующих предшественников, которым таки удача сунула в руки ключи от вожделенной «копейки».

АКПП вышла из строя

И не беда, что в ней не было гидроусилителя руля или кондиционера, – главное, чтобы автомобиль ехал. А если данного факта нынешним автовладельцам недостаточно, то это лишь потому, что общество наше стало слишком изнеженным…

Bamper.by с искренним сочувствием и даже пониманием относится к ветеранам советского автопрома, но от этого писать о проблемах современных автомобилистов не перестанет. И если вы являетесь обладателем не только трепетной души, но и машины с не менее трепетным «автоматом», который с некоторых пор стал странно себя вести, мы расскажем о большинстве вероятных проблем агрегата. Поехали!

Неисправные опоры двигателя

В первую очередь оговоримся, что современные автоматические коробки передач достаточно надежны, хотя их рабочий ресурс вовсе не безграничен. Первыми признаками неисправностей являются перебои в работе агрегата, связанные с некорректным переключением, рывками, подергиваниями и запоздалой реакцией при наборе скорости. Такого поведения АКПП достаточно, чтобы понять, какие элементы «автомата» вышли из строя, а также определить допустимые сроки дальнейшей эксплуатации автомобиля.

Начнем с опор двигателя и коробки передач, техническое состояние которых следует проверить в первую очередь при появлении рывков. Так, если на перевод селектора КПП из режима Parking в Drive машина отвечает встряской, важно понимать, что возможная неисправность затрагивает не только трансмиссию, но и двигатель, а также отражается на кузове.

При сильном износе опор двигатель может «подпрыгивать» под нагрузкой. Нередко такая встряска сопровождается стуком. Ездить на транспортном средстве с подобной проблемой не рекомендуется, так как вибрирующий агрегат влечет разрушение других опор, а также гидротрансформатора и прочих механических соединений.

Масляный голод

Если опоры двигателя и коробки передач в порядке, обязательно нужно проверить уровень и состояние трансмиссионного масла. Среди распространенных проблем в работе «автомата» протечка данной технической жидкости, чаще всего возникающая из-за износа и повреждения резиновых уплотнителей, находится на втором месте.

По мнению специалистов, даже при снижении уровня жидкости на 0,5 литра ниже минимально допустимого гидроблок начинает работать нестабильно (это особенно видно при подъеме в гору, когда машина начинает буксовать), что проявляется в перебоях в работе КПП. В этом случае автомобилисту требуется выяснить причину утечки масла и восполнить его уровень. Протечку масла можно обнаружить при плановом ТО, осматривая автомобиль на подъемнике. Если не игнорировать протечки, а поменять и уплотнители, и масло, то, скорее всего, вам удастся избежать дальнейших проблем и дорогостоящего ремонта самого агрегата.

Сгоревшие датчики

Блок управления автоматической коробки работает, получая данные от ряда датчиков, таких, например, как датчики массового расхода воздуха или положения дроссельной заслонки. На основе информации о приготовлении топливной смеси и с учетом характеристик мотора формируется определенный алгоритм поведения агрегата. Если датчики «врут», то блок управления АКПП не сможет вовремя сменить передачу, из-за чего в работе силового агрегата и трансмиссии появится несогласованность, как следствие – рывки при переключениях. Так, 6-ступенчатый «автомат» Aisin может дергаться из-за неисправного клапана EGR, который влияет на изменение крутящего момента двигателя.

Однако наиболее серьезные и дорогостоящие проблемы с автоматической коробкой появляются в случае выхода из строя самого управляющего блока КПП. Неисправный блок может ошибочно переключать режимы езды, а порой и вовсе блокировать работу коробки. Как правило, ремонт проблемного узла будет лишь временным решением, а наиболее верным ходом является его замена.

Закисшие соленоиды

Неисправные соленоиды гидроблока – одна из самых частых причин появления рывков при переключениях передач. Эти клапаны управляют гидравлическим давлением масла и служат для обеспечения работоспособности муфты блокировки гидротрансформатора и сжатия пакета многодискового сцепления. Плохо работающий клапан не только вызывает рывки, но и усиливает риск повреждений других технических узлов агрегата.

Важно: соленоиды гидроблока при внутренней электрической или механической неисправности заменяются новыми, так как ремонту не подлежат.

Сгоревшие фрикционы

Перебои в работе автоматической коробки передач вызывает также вышедший из строя пакет фрикционов. В устройстве силового агрегата они являются блокираторами элементов планетарных рядов. Именно на фрикционы подается давление масла.

Но из-за выработки или перегрева фрикционы могут срабатывать с проскальзыванием, вызывая рывки при переключениях. В особо запущенных случаях автомобиль не может сдвинуться с места или часто буксует. Процесс восстановления фрикционов неоправданно сложен, поэтому их меняют в сборе одним узлом. Затягивать с ремонтом не стоит, так как неисправные элементы быстро загрязняют трансмиссионное масло продуктами износа, что приводит к поломке других узлов в АКПП.

«Убитый» гидроблок

Гидроблок – одна из наиболее важных деталей автоматической коробки, представляющая собой металлическую плиту, которая состоит из магистральных гидравлических каналов с набором клапанов и контрольных датчиков. Она служит для распределения давления трансмиссионной жидкости внутри «автомата» и обеспечивает своевременное переключение передач.

Неисправности гидроблока, пожалуй, наиболее распространенная проблема с АКПП. Чаще всего гидроблок страдает при работе трансмиссии на износ. А такое сплошь и рядом происходит зимой, когда автомобилист не прогревает автомобиль, а начинает движение сразу на непрогретой коробке. О своих проблемах гидроблок может сигнализировать не только ударами и вибрацией – порой из-за этой поломки автомобиль может просто не завестись.

Следует понимать, что во время эксплуатации машины происходит естественная выработка механических элементов внутри агрегата, что приводит к засорению трансмиссионного масла фрикционной пылью и металлическим абразивом. Эти продукты износа постепенно оседают внутри гидроблока, что со временем приводит к закисанию соленоидов.

В целом гидроблок достаточно надежен и может проехать с перебоями еще 10-20 тыс. км. Но затягивать с его ремонтом нельзя, поскольку грязное масло может привести к необратимой выработке каналов, клапанов и фрикционов. При возникновении рывков гидроблок, как правило, снимают и промывают.

Если автоматическая коробка «пинается» при включении режима Drive, это говорит о необходимости ремонта гидроплиты. Если же «автомат» дергается при торможении или разгонах, виной тому могут быть проблемы с фрикционами, описанные выше.

***

Напоследок напомним, что профилактическое обслуживание АКПП обходится для бюджета значительно дешевле, чем ремонт агрегата или его замена. Обеспечить работоспособность и долгий срок службы «автомата» можно регулярной заменой масла и прогревом авто перед поездками в зимний период. Кроме того, не следует забывать о такой элементарной вещи, как культура вождения. Ведь помимо водительской этики агрессивная езда на автомобиле, следствием чего является работа двигателя на высоких оборотах, создает в том числе неблагоприятные условия для АКПП и приводит к повышенному износу ее компонентов.

16.05.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 004 380
Запчастей
47 898
Шин
34570
Продавцов