Знаете ли вы о GM Futurliner и Параде прогресса
Тематические автопробеги в США проводились задолго до того, как автолюбители и мотоциклисты стали объединяться в клубы по интересам. К примеру, в концерне General Motors давно убедились, что люди будут покупать что-либо, только если долго и настойчиво их в этом убеждать.
А так как с середины 1930-х и до середины 1950-х телевизоры являлись скорее роскошью, нежели необходимостью, большие боссы автоиндустрии настаивали на том, чтобы реклама приходила к людям сама, на своих двоих, простите, четырех. И самой крупной пиар-кампанией в этом плане являлась акция, называемая Парадом прогресса.
Достижения науки и техники
До упомянутого периода основной рекламной площадкой для американских автопромышленников являлись ежегодные тематические выставки, посвященные новейшим разработкам брендов. На своеобразных «неделях автомобильной моды» Детройт, Нью-Йорк и Чикаго принимали у себя сотни тысяч посетителей, демонстрируя самые новые концепты и серийные модели.
Однако чтобы наладить стабильный сбыт готовой продукции, одних этих мероприятий не хватало: даже сегодня далеко не каждый человек правильно истолкует слово «автосалон», что уж говорить о каком-нибудь фермере из Оклахомы, который даже свою фамилию писал с ошибками.
При этом та же «Большая тройка» к концу 1930-х вышла на такие мощности производства, что могла заполонить все улицы какого-нибудь провинциального городка готовой продукцией меньше чем за месяц. Оставалось самое сложное – своевременно и быстро эти машины продать.
Поэтому в 1936 году вице-президент отдела GM по исследовательским проектам Чарльз Кеттеринг убедил главу компании Альфреда Слоуна отправить экспозицию со Всемирной ярмарки, ежегодно устраиваемой в Чикаго для демонстрации высоких достижений американской промышленности, колесить по стране.
«Это повысило бы престиж компании в глазах общества и привело бы к нам новых клиентов. Иначе и быть не может, мы ведь прогресс несем, Господи!» – говорил Кеттеринг.
Для этой цели инженерный отдел General Motors спроектировал восемь необычных автобусов с интегрированными внутри витринами, которые были заполнены различными «штуками» вроде восьмицилиндровых двигателей, коробок передач и даже автомобилей в сборе для демонстрации публике. Эту передвижную колонну назвали Парадом прогресса. Где бы она ни появлялась, везде собирала вокруг себя толпы любопытных и жадных до хоть каких-нибудь развлечений «сельчан». До 1939 года ей удалось не только посетить каждый штат в родной стране, но и побывать в Мексике и даже на Кубе.
И показать, и продать
В 1940-х годах Парад прогресса обрел большие масштабы, из-за чего концерну пришлось построить более технологичные и совершенно новые автобусы. За их дизайн, кстати, отвечал уже знакомый читателям Харли Эрл, глава дизайнерского отдела General Motors. Впрочем, из-за Второй мировой войны выехать на дороги этим футуристичным красавцам удалось лишь в начале нового десятилетия. Зато возвращение Парада прогресса, который несли на себе новые автобусы GM Futurliner в количестве 12 штук, потрясало простых американцев.
«Лайнер будущего», как называли каждый такой автобус, выглядел необычно даже среди концептуальных автомобилей, которые традиционно являлись штучным товаром. Здесь же колонна из 12 одинаковых машин намекала на некую массовость, но большего их числа в природе не существовало.
При этом отдельно взятый GM Futurliner обладал поистине выразительной внешностью. Длиной 10 метров, высотой 3,65 м и шириной 2,5 м, с обтекаемым кузовом и куполообразной кабиной, он сам по себе являлся символом прогресса, не говоря уже о сюрпризах, таившихся внутри каждого автобуса.
Железное чрево автобусов раскрывалось на манер створчатой раковины, образуя компактную витрину для демонстрации новейших достижений науки и техники. На стендах «Городское строительство», «Производство автомобилей», «Бытовая техника», «Сила звука» зрители могли увидеть реактивный двигатель в разрезе или детальный макет мегаполиса XXI века, ознакомиться с принципами порошковой металлургии, протестировать микроволновую печь…
Конечно, на такой выставке демонстрировались необычные автомобили, ради продажи которых всё и было задумано. Такие концепт-кары, как Oldsmobile F-88, Pontiac Bonneville Special, Chevrolet Corvette 53 потрясали воображение горожан и сельских жителей, совсем недавно пересевших с конной упряжки на пикап.
Сухопутный лайнер
Но гвоздем программы являлись все-таки сами GM Futurliner. Благодаря своим размерам они были хорошо видны издалека, приковывая к себя взгляды зрителей задолго до того, как передвижная выставка доезжала до очередной запланированной точки маршрута.
Из-за массы 13 тонн в ходовой части автобуса (спереди и сзади) использовались неразрезные мосты с насаженными на оси сдвоенными колесами. В таких обстоятельствах гидроусилитель рулевого управления был необходим.
Как, собственно говоря, и кондиционер, поскольку кресло водителя Futurliner располагалось прямо над двигателем. Места в моторном отсеке хватало на рядный шестицилиндровый движок объемом 4949 куб.см, объединенный с 4-ступенчатой коробкой Hydra-Matic.
При этом водителю кабина казалась тесноватой. Чтобы попасть внутрь, ему приходилось подниматься на шесть ступенек, из-за чего обзор вокруг машины был ограничен. От аварий спасало лишь собственное внимание и низкая скорость колонны. При необходимости, конечно, Futurliner мог разогнаться до 120 км/ч, но предпочитал этого не делать. Ведь такие автобусы создавались не ради скорости, а чтобы завоевывать сердца обывателей.
Парад прогресса был упразднен в 1956 году. Его просветительскую функцию заменили собой телевизоры, которые к этому времени появились практически в каждой американской семье.
На смену передвижной выставке пришло мероприятие нового формата Motorama, представлявшее собой огромный автопоезд из платформ с самыми современными концепт-карами. И серия GM Futurliner со своими стендами о «пользе высшего образования» выглядела рядом с ними, мягко говоря, неактуально. Поэтому руководство GM и списало эти автобусы без сожаления.
***
К настоящему моменту уцелело только 9 автобусов Парада прогресса, хотя ездить из них могут лишь три. До определенного времени они числились штатным транспортом в других предприятиях концерна General Motors и оказывались на свалках, если у автобусов что-то ломалось.
Так, Futurliner №11, к примеру, был найден среди ржавых автомобильных остовов, после чего был тщательно восстановлен кастомайзерами и продан с аукциона Barett-Jackson за $4.320.000, став самым дорогим лотом в его истории.
А Futurliner №10 был найден энтузиастами ржавеющим в музее города Оберн, штат Индиана. Учреждение было настолько бедным, что не могло сохранить даже собственные экспонаты. Они выкупили редкий автобус, чтобы отреставрировать его за свой собственный счет.
01.11.2023