Знаете ли вы, как появилась пешеходная «зебра»

Принято считать, что созданием организованного уличного движения мы обязаны древним римлянам. Они действительно применяли многие сложные технологии не только в военном деле, но и в быту. К примеру, римляне были первыми, кто строил дороги, используя послойную укладку песка, щебня, больших и малых камней, благодаря чему некоторые участки их дорожного полотна сохранились до наших дней.

Знаете ли вы, как появилась пешеходная «зебра»

Однако в организации дорожного движения мы считаем не совсем корректным приводить исторические примеры из времен, когда единственным транспортным средством была гужевая повозка…

Всему виной антисанитария

И всё же в строительстве дорог древние римляне не знали себе равных. Помимо самого дорожного полотна, которое было уложено таким образом, что в его пределах легко могли разъехаться две телеги, они ввели в обиход межевые столбы, по которым легко можно было определять пройденное расстояние, а также бордюрные (ограничительные) камни, служившие для лучшего сохранения дороги в плохих погодных условиях.

Пешеходные переходы на древнеримских дорогах тоже были. Для этого на стратегически важных участках укладывались тесаные камни, значительно возвышавшиеся над полотном. Камни эти размещали на некотором расстоянии друг от друга, чтобы образовалась колея, по которой могли проехать повозки, но не больше среднего шага, чтобы люди могли ходить по ним без лишних усилий.

Эта простейшая коммуникация появилась с единственной целью – сохранить обувь и ноги идущих сухими. Дело в том, что канализация во многих римских городах использовалась в кварталах знати либо вовсе отсутствовала, из-за чего жители выплескивали нечистоты прямо на улицы. В итоге по дорогам текли зловонные ручьи, затрудняющие движение пешеходов, а установленные поверх этого потока «пешеходные» камни позволяли не испачкать одежду и сохранить обувь и ноги сухими.

Выделение контрастным цветом

Тем не менее рождение пешеходной «зебры» пришлось на середину 1930-х. Как и в случае с первыми светофорами, данный тип дорожной разметки появился в Британии. Увеличение количества транспортных средств на дорогах привело к росту травматизма и количества летальных исходов, поэтому дорожное движение нужно было как-то упорядочить, в том числе организовав специальные места, где пешеходы могли бы пересекать проезжую часть в относительной безопасности.

Для этой цели министр транспорта Великобритании Лесли Хор-Белиша в 1934 году предложил ввести специальный знак. Он представлял собой черно-белый столб, увенчанный оранжевым шаром. Такая конструкция получила название «столб Белиша» и доказала свою эффективность, так как в отличие от непосредственно пешеходов была хорошо заметна водителям даже в темное время суток. Данное обозначение считается предтечей актуальной пешеходной «зебры».

После Второй мировой войны обозначение пешеходных переходов перешло в горизонтальную плоскость, то есть появилось на дороге. В 1946 году в окрестностях Лондона Исследовательской лабораторией по дорожным проблемам было образовано подразделение дорожной безопасности, которое скрупулезно изучало транспортные потоки, данные о происшествиях, организацию перекрестков (вплоть до уличного освещения). Смоделировав варианты дорожной разметки для обозначения пешеходных переходов, функционеры пришли к выводу, что оптимальной является «зебра» – череда черно-белых полос шириной 2 фута (0,6 метра), нанесенных параллельно бордюру.

Следом эту практику применила Германия: с 1953 года в крупных городах места пешеходных переходов стали отмечать черно-белыми полосами. В Испании данный стандарт изначально был иным: в 1947 году в Мадриде пешеходные переходы стали отмечать двумя длинными белыми линиями, после чего они распространились по всей стране.

Несколько позже, в 1955-м, такая разметка появилась и в СССР, в частности, на Ленинском проспекте в Москве: за необычный окрас ее в народе прозвали «зеброй». Впрочем, долгое время уличное движение в советских городах корректировали регулировщики.

Тот самый стандарт

Несмотря на то что стандарты для дорожной разметки устанавливает Международная организация по стандартизации ISO, в разных странах пешеходные переходы обозначают по-разному.

К примеру, близость к определенным географическим объектам отражается и на разметке: в Испании близость к фермам может быть обыграна на переходе в виде черно-белых пятен коровьего окраса; в Рейкьявике она выполнена в виде геометрических абстракций, подчеркивая творческую атмосферу; в Японии дополнена дублирующими смарт-системами.

Если говорить о желто-белом стандарте, то он появился относительно недавно, в начале 2000-х. К примеру, в России соответствующий ГОСТ был введен в 2006 году. Сегодня подобные переходы можно увидеть по всему миру, включая США, Китай и страны Европы.

Любопытно, что в КНР желто-полосатые пешеходные переходы называют не «зеброй», а «тигром». Кроме того, в некоторых районах Шанхая и других крупных городов на такой дорожной разметке можно увидеть креативные иллюстрации в виде животных, растений или геометрических узоров.

***

В дополнение к сказанному стоит отметить, что нерегулируемый пешеходный переход, отмечаемый «зеброй», предоставляет пешеходам преимущество (приоритет) при пересечении проезжей части по отношению к другим участникам движения.


10.04.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов