Знаете ли вы, что такое маскот

Современные автомобили не могут похвастать выступающим за линии капота фирменным логотипом или изысканным украшением, так как это не соответствует требованиям безопасности. Но на заре автомобилестроения такие фигуры были очень распространены, а некоторые даже представляли коллекционную ценность. Сегодня расскажем об этой славной традиции и познакомимся с самыми выдающимися маскотами ушедшей эпохи.

Знаете ли вы, что такое маскот

Истоки явления

Однозначно сказать, какой автобренд первым придумал украшать носовыми фигурами свои машины, сегодня вряд ли получится. Но прообразом этой традиции стала военная авиация: во время Первой мировой войны у пилотов существовал обычай украшать борта самолетов эффектной символикой. В ход шло все: от звезд и карточных мастей до родовых гербов, ведь среди военных летчиков было немало представителей европейской аристократии.

К примеру, капитан французской эскадрильи Жорж Гинемер, на счету которого было 53 сбитых вражеских самолета, разместил на бортах своего биплана изображения расправившего крылья аиста. Именно эта птица является символом Эльзаса – исторического региона на северо-востоке Франции, уроженцем которого Гинемер являлся. Впоследствии этот рисунок переняла вся эскадрилья капитана, из-за чего ее участников стали называть «Аисты».

При чем здесь автомобили? А вот при чем: моторы для самолетов SPAD, а именно V-образные 12-цилиндровые агрегаты мощностью до 235 «лошадей» с алюминиевым блоком, поставлялись швейцарским промышленником Марком Биркигтом, который также основал бренд люксовых авто Hispano-Suiza. После окончания Первой мировой и соответственно сокращения необходимой численности военных истребителей сделанные Биркигтом двигатели некуда было девать. Поэтому промышленник решил оборудовать ими новые автомобили собственной марки.

Любопытным штрихом новой партии послевоенных авто Hispano-Suiza, поступивших в продажу в 1919 году, стала никелированная статуэтка летящего аиста, венчавшая пробку бачка радиатора. Вещица получилась не только изящной, но и функциональной: поскольку систему охлаждения двигателя в те времена заправляли обычной водой, делать это приходилось довольно часто, и выступающая часть раскаленной пробки позволяла избежать ожогов при ее отвинчивании.

Кстати, швейцарский промышленник выбрал летящего аиста в качестве носовой фигуры неспроста. Это было сделано в память о героически погибшем капитане Гинемере, с которым Марку Биркигту удалось подружиться. В таком виде автомобили Hispano-Suiza выпускались вплоть до упразднения марки в 1935 году. Бывает ли эпитафия трогательнее?

Еще о пернатых

По примеру Hispano-Suiza, в свое время успешно конкурировавшей с Rolls-Royce, носовые фигуры стали появляться и у других элитных брендов. Пользователи находили их не только эстетически привлекательными, но и весьма практичными. В обиходе для их обозначения появилось особое слово «маскот» (от фр. mascotte), что можно перевести как «оберег, приносящий удачу».

Изысканными орнитологическими маскотами отметились такие бренды, как Packard и Studebaker. Первый, к слову, разместил изображение пеликана на автомобилях серии Six в 1929 году. Рекламных целей в этой акции не было – таким образом сотрудники попрощались с Джеймсом Уордом Паккардом, основателем и первым президентом Packard Motor Car Corporation, скончавшимся годом ранее. А так как гербом бренда являлся пеликан, его впоследствии изображали на всех моделях марки, просуществовавшей до 1958-го.

Любопытно другое: на самом деле пеликан на носу автомобилей Packard получился весьма условным и больше походил на лебедя. Скульптор, отливавший первые образцы латунной фигурки, сделал это специально, посчитав, что птица с изящным изгибом шеи понравится покупателям намного больше, чем пернатый хищник с гигантским зобом. Так и получилось. Хотя последние годы жизни марки официальный герб все же сменил «ненастоящих» птиц на капоте авто.

К слову, во время работы над эскизами будущего маскота каждый дизайнер Packard Motor Car Corporation изображал птицу по-своему. В итоге позы фигурок радикально отличались, но все ушли в серию. Когда об этом узнало высшее руководство, ничего менять не стали – просто у каждой модели появился собственный лебедь с особым изгибом шеи и размахом крыльев. Впоследствии это придало автомобилям Packard особый статус среди коллекционеров.

Вождь краснокожих

В США и Канаде в честь индейского вождя Понтиака названы города в штатах Иллинойс, Индиана, Мичиган и Квебек. Этот человек известен как убежденный противник британских колонизаторов, объединивший под своим началом все индейские племена восточной части Северной Америки. Благодаря его восстанию, начавшемуся в 1760-м и продолжавшемуся до 1766 года, был взят ряд британских фортов, а также устроена длительная осада города Детройта. Понтиак считается национальным героем США. В результате его действий на всей территории от гор Аппалачей до реки Миссисипи образовалась зона резерваций, где белым запрещено селиться и покупать земли до сих пор.

Невзирая на преждевременную трагическую кончину вождя племени оттава, образ Понтиака даже в ХХ веке являлся одним из символов гражданских свобод. В его честь была названа и автомобильная марка Pontiac, воплотившая образ индейца в перьевом уборе в своем логотипе.

С 1926 года, в самый расцвет эпохи маскотов, на носу различных моделей бренда появилось полновесное литье в виде бюста индейца. Причем изображение было настолько натуралистичным, что в нем присутствовали черты портретного сходства с Понтиаком!

Однако на один такой тщательно сработанный маскот уходило до трех фунтов металла – небывалая расточительность даже для своего времени. Но и когда в Pontiac научились экономить на материалах, носовая фигура автомобилей марки все равно сохранила свой особый колорит. В глазах даже современного человека стилизованная под мчащийся локомотив голова индейца выглядит впечатляюще, что уж говорить про восприятие публики в 1948 году, когда она впервые появилась…

Метаморфозы маскотов Pontiac продолжались до 1957 года, превратившись в своего рода хобби для дизайнеров бренда. За все это время по их эскизам были отлиты десятки, если не сотни различных изображений. Увы, славной традиции пришел конец после глобальной модернизации бренда и перевода его автомобилей на V-образные двигатели. После этого литые бюсты были заменены непримечательными шильдиками, что сэкономило Pontiac не одну тонну металла.

***

Начало в исторический экскурс, посвященный носовым фигурам, положено! При этом мы понимаем, что в рамках одной статьи рассказать обо всем многообразии автомобильных маскотов не получится. Поэтому поддержите это начинание в комментариях и расскажите, об истории каких еще символов вы бы хотели узнать больше. А за нами не заржавеет!

23.11.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

9 846 285
Запчастей
24 006
Шин
30268
Продавцов