Вся правда о дорожной разметке

Оказавшись на глухой региональной дороге без какой-либо разметки, большинство водителей первое время испытывает легкую дезориентацию. Ведь мы настолько привыкли к разделению дорожного полотна на полосы, что при их отсутствии чувствуем себя неуютно.

Вся правда о дорожной разметке

Между тем дорожная разметка была введена в обиход сравнительно недавно, каких-нибудь 100 лет назад, но с тех пор стала неотъемлемой частью дорожного движения…

Происхождение

Дорожная разметка представляет собой систему линий и знаков строго определенных цветов, размеров и формы, нанесенных на дорожное полотно и элементы оборудования дорог. Она предназначена для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, чтобы повысить безопасность дорожного движения.

Невзирая на то что инициаторами введения в обиход дорожной разметки стали американцы, все многочисленные попытки ее запатентовать ни разу не увенчались успехом. Причиной отказа являлся факт того, что данная идея стара как мир, так как была реализована еще при строительстве древних дорог Америки и Европы.

К примеру, выложенные по центру дорог белым камнем линии разграничивали полосы встречного движения на улицах древнеримских городов. Центральная линия, выложенная известняком, присутствовала и на дорогах, построенных ацтеками в XVI веке, – на территории древнего Мехико и сегодня можно увидеть образцы такой разметки.

Тем не менее родоначальником дорожной разметки считается Эдвард Н. Хайнз, являвшийся членом дорожной комиссии штата Мичиган, США. В 1911 году он предложил нанести центральную линию для разделения полос движения на первую в мире бетонную дорогу в Детройте, после того как увидел пролитое грузовиком молоко, прочертившее длинную линии аккурат посреди дороги.

К слову, с подобными идеями в муниципалитеты обращались и жители других штатов. Так, в 1917 году офицер Питер Рексфорд предложил разделять встречные потоки машин на дорогах желтой линией. Но местные власти финансировать проект тогда отказались, и мужчина сделал это за свой счет.

В том же году жительница города Индио, штат Калифорния, по имени Джун МакКэролл выступила с аналогичной инициативой после того, как едва не попала в аварию из-за грузовика, мчавшегося ей навстречу. Но поскольку должной реакции от властей не последовало, она собственноручно нарисовала краской линию протяженностью две мили по центру дороги, что пролегала возле ее дома.

Затем Джун стала писать письма в различные инстанции и добилась того, что в 1924 году местные власти приняли документ, обязующий дорожную комиссию наносить разделительную разметку. К тому моменту транспорта на улицах стало в разы больше, так что инициативу признали полезной, распространили на другие штаты и широко освещали в прессе.

Вслед за США наносить дорожную разметку стали и в Европе. Так, первая белая маркировка в Великобритании появилась в 1921 году в качестве эксперимента на дорогах Саттон-Колдфилда (община и пригород Бирмингема). Данный опыт, тестировавший уровень дорожной безопасности, оказался настолько успешным, что впоследствии белая маркировка стала единым стандартом в Великобритании и множестве других государств. К примеру, в СССР дорожная разметка появилась в 1933 году, вскоре после того как булыжные мостовые Москвы покрыли асфальтом.

Различие

Сегодня дорожная разметка делится на два типа: постоянная и временная. Для нанесения разметки первого типа во всех странах используется белая краска. Исключением является постоянная желтая разметка, обозначающая места остановки маршрутных транспортных средств и такси, а также места, где запрещена остановка или стоянка.

Временная разметка может наноситься краской желтого (Германия, Эстония), оранжевого или красного (Австрия, Швейцария) цвета и используется при ремонтных работах и реорганизации дорожного движения.

Важно: при наличии одновременно постоянной и временной разметки необходимо руководствоваться временной. Как правило, она наносится недолговечной краской, которая к завершению ремонтных работ стирается сама или удаляется дорожными службами.

Что касается видового различия, то здесь все просто: со временем к горизонтальной разметке добавилась вертикальная, наносимая на такие близкие к дороге сооружения, как путепроводы, мосты, ограждения, столбы, фонари и т.д.

Любопытно, что такая разметка своим появлением обязана британцу Перси Шоу, запатентовавшему в 1930 году устройство для улучшения видимости на дорогах, называемое «Кошачий глаз». Его эффективность заключалось в том, что, сделанное по принципу катафота, оно отражало свет, оставляя дорогу видимой для водителей даже в темное время суток.

Что касается светоотражения разметки, то данный эффект впервые получили в 1950-х благодаря Элберту Боттсу, специалисту в области химии красок. Именно он первым решил использовать стеклянные шарики, отражающие свет, в составе краски. А чтобы слой воды, покрывающий разметку, не ухудшал видимость, световозвращающие элементы стали приподнимать над дорогой на четверть дюйма (примерно 6 мм). Так дорожная разметка приобрела свой привычный всем нам вид.

Подготовка

Перед нанесением разметки дорожные службы выполняют ряд необходимых мероприятий, первым из которых является предварительная разметка. Это действие выполняется вручную или при помощи дополнительных устройств, которые входят в комплект разметочных машин. Его главной задачей является определение контрольных точек, по которым затем и будет наноситься основная разметка.

Затем выполняется подготовка покрытия, во время которой с дороги удаляется вся грязь, мусор и пыль. Обычно для этого используют поливочно-моечную машину или машину со щеточным и воздуходувным оборудованием.

Если на дороге присутствует старая либо неправильно нанесенная разметка толщиной более 6 мм, то ее следует предварительно удалить. То же самое нужно сделать с разметкой, которая может отслоиться от дороги после нанесения на нее свежего покрытия.

Удаляют непригодную разметку либо механическим способом, применяя специальные механизмы, которые могут срезать асфальт толщиной до 2 мм, либо гидравлическим способом, то есть под напором воды, либо простым закрашиванием.

Нанесение и материалы

В Беларуси общие требования к форме, размерам, цвету, фотометрическим и колориметрическим характеристикам дорожной разметки и сцепным ее качествам устанавливает ГОСТ 13508-74, в РФ – ГОСТ Р 52289. Таким образом, для нанесения разметки применяются следующие вещества и компоненты:

лакокрасочные материалы – такая разметка имеет срок службы от 6 месяцев до 1 года. Зачастую для улучшения видимости покрытия в ночное время в краску непосредственно перед применением добавляют световозвращающие стеклянные шарики размером 70-160 мкм;
термопластики имеют толщину наносимого слоя от 1,5 до 4 мм и срок службы до нескольких лет. Но и стоимость таких работ увеличивается в 3-4 раза. Поэтому термопластичные материалы используют только в местах с очень высокой интенсивностью движения;
холодные пластики служат до двух и более лет. Это двухкомпонентная система, в которой вторым компонентом является отвердитель, вводимый в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешивания композиции пластика с отвердителем и тщательно следить за тем, чтобы в нем не оставалось этой смеси;
водно-дисперсионные краски обладают одним важным преимуществом – они экологически безопасны. Однако низкая эксплуатационная долговечность и необходимость хранения при температуре выше 0°С не способствуют их широкому распространению;
органоразбавляемые лакокрасочные материалы сегодня наиболее широко применяются для разметки дорог.

Классическим примером здесь является используемая с 1975 года нитроцеллюлозно-эпоксидная эмаль ЭП-5155. Она обладает необходимым комплексом технологических и светотехнических характеристик. Однако ЭП-5155 не лишена недостатков – высокое (до 60%) содержание растворителей и низкая светостойкость и прочность, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.

***

В завершение материала упомянем о наиболее важных для водителей и пешеходов свойствах дорожной разметки. Во-первых, разметка должна быть хорошо различима в любое время суток. Это значит, что высушенное лакокрасочное покрытие должно соответствовать всем действующим требованиям и иметь определенные координаты цвета и значение коэффициента яркости.

Во-вторых, разметка должна обладать максимальной стойкостью к износу под действием колес автотранспорта. Данный параметр определяется твердостью покрытия, зависящей от типа применяемого пленкообразователя. К примеру, акриловые лакокрасочные материалы обладают повышенной твердостью и сопротивляемостью к износу. А введение в краску световозвращающих стеклошариков армирует разметочное покрытие, придавая ему дополнительную прочность.

В-третьих, дорожная разметка должна обладать стойкостью к атмосферным воздействиям: прямым солнечным лучам, резкому перепаду температур, влиянию дождя, снега и т.д. Качественная краска должна обеспечивать сохранение разметочного покрытия не менее полугода, а значит, после сезонного схода снега следы разметки должны быть видны на дороге. Стойкость покрытия определяется показателем «адгезия», означающим прочность сцепления краски с дорожным полотном и зависящим наряду с типом пленкообразователя еще и от степени наполнения краски пигментами, а также, конечно же, от качества выполнения окрасочных работ.

04.09.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

9 148 093
Запчастей
24 243
Шин
29045
Продавцов