Велосипедист против пешехода

Кто будет виноват в «аварии» и в каких случаях светит «уголовка»

Летний сезон в самом разгаре, и на тротуарах и велодорожках появилось большое количество велосипедистов, самокатчиков и прочих любителей модных устройств для активного отдыха. Увы, под угрозой при этом оказались пешеходы.

Велосипедист против пешехода

В Сети полно историй о том, как кто-то где-то, управляя велосипедом, сбил пешехода, который мирно прогуливался по... велосипедной дорожке. Хотя дорожка эта специальным знаком обозначена, разметка соответствующая на ней есть, но кого же в итоге назначат виноватым за подобное «ДТП»? Данная ситуация касается также любителей электросамокатов, моноколес, сигвеев и прочих средств на электротяге.

Осенью вступят в силу новые Правила дорожного движения (далее – ПДД), которыми будет введено понятие «средство персональной мобильности», чтобы хоть как-то обозначить подобные устройства в правовом поле, а также введено ограничение скоростного режима на них – не более 25 км/ч. Правда, лица, управляющие такими устройствами, все равно будут относиться к пешеходам.

Передвигаться на средствах персональной мобильности можно по велодорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине.

Но пока действуют ПДД старого образца, а до осени еще далековато, рассмотрим современные реалии – кто останется виноватым и какова практика рассмотрения дел, связанных с «авариями» между пешеходами и велосипедистами (электросамокатчиками и т.д.).

ПДД говорят о том, что велосипедная дорожка – это обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов, обозначенный знаком «Велосипедная дорожка» (п.2.6 ПДД). А велосипед – это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы…

С понятием «пешеход» тоже все предельно понятно. Но может ли пешеход двигаться по велосипедной дорожке? Ответ на этот вопрос мы найдем в п.17.1 ПДД, где указано, что пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине. То есть ходить по велодорожке пешеход право имеет. А вот теперь представьте, что велосипедисты, электросамокатчики и люди на своих двоих движутся навстречу друг другу, например, на той же велодорожке.

В случае их столкновения ситуацию не рассмотришь как ДТП, поскольку велосипед не является механическим транспортным средством. Поэтому разбирательства подобных инцидентов проводят, как правило, не инспекторы ГАИ. Но это и не важно, важно другое – кого назначат виновным.

В марте текущего года состоялся суд над велосипедистом, который на велосипедной дорожке сбил пешехода. Его обвинили в совершении преступления, предусмотренного ст.155 Уголовного кодекса. «Как и за что?» – спросите вы. Пешеходу были причинены телесные повреждения, и обвинитель ситуацию трактовал так:

«Водитель велосипеда проявил невнимательность и неосмотрительность, выбрал не обеспечивающую постоянный контроль скорость, в связи с чем несвоевременно обнаружил опасность в виде пешеходов, не принял меры к снижению скорости, не учел дистанцию, в результате чего совершил столкновение с пешеходом».

А вот перечень пунктов ПДД, нарушение которых вменили в вину велосипедисту:

7.2. участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования.

7.5. участники дорожного движения обязаны исполнять другие обязанности в области дорожного движения, установленные настоящими Правилами и иными актами законодательства.

85. водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами, стоящими или движущимися по соседним полосам движения.

87. при выборе скорости движения водитель должен учитывать ограничения скорости, установленные пунктами 88, 89 настоящих Правил и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения.

87.2. при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Полный набор, как говорится, и это применительно лишь к велосипедисту, сбившему человека на велосипедной дорожке.

Статья 155 УК. Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности

Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уголовный кодекс суров и справедлив – в итоге суд вынес решение приговорить велосипедиста к шести месяцам исправительных работ с удержанием 25% заработка в доход государства. И похожих случаев масса, в результате чего можно сделать вывод: чем дальше велосипедисты и пешеходы друг от друга, тем лучше и безопаснее, причем для всех.

Также велосипедиста может настичь и административное наказание – все зависит от тяжести нанесенных им телесных повреждений.

Статья 18.20 КоАП. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

«Под мухой» ответственность пешехода или велосипедиста будет еще более значимой.

Так что проведенный анализ показывает, что в «аварии» между велосипедистом и пешеходом виноват, как правило, первый. Можно с этим не соглашаться и спорить, но практика выглядит именно так. И это несмотря на то, что и у пешехода, и у велосипедиста в ПДД целый набор прав и обязанностей. Но обязанности велосипедиста «перевешивают» обязанности остальных – движение на велосипеде должно осуществляться в том числе по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (п.148 ПДД).

Как этому противостоять? Полагаем, дело в общей культуре, которую нужно прививать с детства. Активный отдых на велосипеде – это законное право любого человека, и пешеходы тоже должны это учитывать, должны смотреть куда идут, где велодорожку переходят или перебегают.

Пока же конфликты между участниками дорожного движения продолжают множиться, и связано это с тем, что помимо велосипедов на пешеходных и велодорожках появилось множество различных технических устройств, развивающих приличную скорость. И если всем этим управляют люди без должного воспитания и уважения, то количество инцидентов, увы, будет лишь расти…

29.06.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 224
Запчастей
48 191
Шин
34719
Продавцов