Топливный фильтр

Для чего нужен и зачем его менять

Чтобы ездить, транспортному средству необходимо топливо, – это понимает даже ребенок. Однако о важности фильтрующего элемента в топливной системе не всякий взрослый имеет понятие. Несмотря на то что топливный фильтр является простым расходником, от его состояния зависит многое, и пренебрегать его заменой, как в случае, скажем, с салонным фильтром, не получится.

Топливный фильтр

Что делает топливный фильтр

Собственно, ответ можно прочесть уже в названии – фильтрует топливо. Вы удивитесь, но в бензине или используемом нами дизеле полно посторонних примесей в виде пыли, ржавчины, песка, глинистых отложений, отслоений краски и случайного мусора.

Здесь пенять на производителей топлива не стоит – как правило, перед отправкой с нефтеперерабатывающего завода на АЗС готовую продукцию неоднократно и тщательно фильтруют. Однако различные цистерны и емкости для хранения, используемые на этапе транспортировки, существенно «обогащают» состав бензина примесями. Задача топливного фильтра пряма, как телеграфный столб, – не допустить попадания инородных частиц в ДВС.

В современных автомобилях практически все двигатели внутреннего сгорания оснащаются фильтрами для очистки топлива перед его подачей в цилиндры. При этом все фильтры, используемые в топливных системах, проточные. А значит, бензин или дизель, попадающий в камеру сгорания, должен пройти через них. Система фильтрации современного авто предусматривает две, три или даже четыре степени очистки. Эти элементы задерживают инородные частицы, размер которых превышает диаметр пор фильтрующего элемента.

Как понять, что фильтр засорился

Опытный автомобилист понимает, что топливный фильтр перестал справляться со своей задачей, когда транспортное средство начинает вести себя некорректно. В первую очередь это сказывается на динамике разгона или при движении в гору, так как объем топлива, проталкиваемого бензонасосом по магистралям через фильтрующий элемент, уменьшился из-за забитой мембраны.

Таким образом, ощутимо падает мощность двигателя. Вы станете активнее давить на педаль газа, из-за чего топливный расход ощутимо вырастет. Если закрыть на это глаза и ездить дальше, машина станет двигаться рывками, а двигатель будет периодически глохнуть, пока и вовсе не перестанет заводиться из-за отсутствия топлива.

Кроме того, забитый топливный фильтр негативно скажется на системе впрыска и состоянии цилиндропоршневой группы двигателя. Посторонние частицы забивают инжекторы и повреждают их прецизионные детали, ухудшая работу силового агрегата. Твердые фракции, попавшие в камеры сгорания карбюраторного двигателя, повреждают зеркало цилиндров и поршни, что приводит к преждевременному ремонту блока цилиндров.

Также регулярное использование некачественного бензина и, как следствие этого, забившийся топливный фильтр приводят к быстрому износу свечей зажигания, ускорителей и лямбда-зондов. Чем больше на этих элементах оседает тяжелых металлов, тем быстрее они выходят из строя.

Вода, присутствующая в составе любого вида топлива, нарушает работу дизельных двигателей в зимнее время, поэтому устройство их топливных фильтров более сложное. Такие элементы должны задерживать воду наравне с другими примесями. Для бензиновых моторов вода не представляет столь высокой опасности, поэтому топливным фильтром не улавливается.

Где топливный фильтр расположен

Конечно же, тип фильтра и его функциональные особенности зависят от типа ДВС. Так, фильтрующие элементы различаются для карбюраторных, инжекторных, дизельных двигателей, а также работающих на газе.

Очистка топлива — двухступенчатый процесс, выполняемый фильтрами грубой и тонкой очистки. Первый этап идет в топливоприемнике или в баке (для погружного фильтра). Фильтры тонкой очистки могут размещаться в виде отдельного узла в подкапотном пространстве или под днищем. Такие изделия еще называют магистральными. Оба вида фильтров удобно менять, в отличие от погружной конструкции.

В большом количестве современных автомобилей тонкая очистка выполняется элементом, расположенным вместе с топливным насосом и указателем уровня топлива в погружном модуле. Последний находится под герметично закрывающейся крышкой в топливном баке, доступ к которому зачастую имеется под задним сиденьем машины. В нижней части такого модуля есть элемент в виде двусоставной сетки – это фильтр грубой очистки, с размером ячеек сетки 300х300 мкм.

Замена погружного фильтра – сложная операция, связанная с проникновением в топливный бак и разборкой многих узлов транспортного средства. Автолюбителю без соответствующего опыта рекомендуется для выполнения такой операции обратиться к специалистам.

Как часто следует менять топливный фильтр

Различные автобренды советуют менять магистральный фильтрующий топливо элемент в среднем через каждые 25 тыс. км пробега или один раз в два года, а погружной – через каждые 30–100 тыс. км. Более подробная информация об этом содержится в руководстве по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Согласно техническому регламенту модельного ряда наиболее популярных марок, плановая замена топливного фильтра выглядит так:

• Volkswagen – 30 тыс. км (выносные фильтры);
• Renault – 120 тыс. км;
• Kia – 60 тыс. км;
• Hyundai – 60 тыс. км;
• Lada – 30 тыс. км для выносных и 120 тыс. км – для встроенных фильтров.

Стоит учитывать, что эти данные будут актуальными при правильной эксплуатации автомобиля и регулярной его заправке качественным топливом. В периоды, когда нормальные условия эксплуатации нарушаются и вы начинаете использовать плохое топливо и фильтрующие элементы низкого качества, а также ездить по чрезмерно запыленным дорогам, рекомендуемые сроки замены сокращаются на порядок.

Топливным фильтрам дизельных двигателей особенно тяжело приходится зимой, так как через них в большом количестве проходит загустевшее топливо. Именно поэтому профилактическую замену фильтрующего элемента на дизельном автомобиле лучше проводить осенью. Это обусловлено тем, что пропускная способность фильтра, уже сниженная засорением твердыми частицами, окажется недостаточной для холодного загустевшего топлива.

***

В завершение темы дадим еще пару советов.

• Заправляйтесь на проверенных или брендовых заправках, чтобы быть уверенным в качестве топлива.
• Старайтесь не заливать топливо в бак сразу после того, как на бензоколонке произошел слив топлива из автоцистерны, потому что в процессе вся взвесь, содержащаяся в емкости, поднимается на поверхность, и ей понадобится время, чтобы снова осесть.
• Не наливайте топливо в старые, ржавые канистры.
• Меняйте топливные фильтры вовремя, чтобы возможная неисправность не была неожиданностью и не застала, к примеру, в дальней дороге.

04.05.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 223 324
Запчастей
24 467
Шин
30509
Продавцов