Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России
Рынок новых автомобилей в Беларуси и России переживает не самые лучшие времена, и это мягко говоря. Так, любые изменения в уровне продаж дилерской сети различных марок Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) скрупулезно фиксирует каждый месяц (о подробном итоговом отчете БАА за 2021 год можно почитать здесь).
В России помимо Росстата существует целая плеяда аналитических институтов, пристально следящих за ситуацией на своем рынке. Поэтому bamper.by взялся изучить их отчеты за минувший ноябрь, а также ознакомить вас с рядом прогнозов на будущий 2023 год.
Ноябрьская стагнация в РБ
Если вас не покидает желание приобрести в текущем году новый автомобиль, с ассортиментом моделей в белорусских салонах можно ознакомиться в этой статье. Прочитав ее, можно убедиться: продукция, к примеру, бренда Geely пользуется настолько высоким спросом, что «живых» авто, помимо выставочных образцов, в дилерской сети марки не наблюдается – онлайн-бронирование идет полным ходом, а сами клиенты согласны по предоплате ждать готовые модели в течение нескольких месяцев.
Таким образом, белорусско-китайский производитель легковых автомобилей Geely продолжил наращивание продаж второй осенний месяц подряд, достигнув рекордной за весь 2022 год отметки 626 автомобилей.
При этом продажи остальных брендов, представленных в РБ, стремятся к нулю. Даже по сравнению с октябрем они сократились на 40%, а в сравнении с ноябрем 2021-го объем продаж ввозимых в страну легковых автомобилей и вовсе упал в 20 раз. По итогам 11 месяцев 2022 года на рынке Беларуси лидером в продаже новых авто остается марка LADA с результатом 3698 машин. Упомянутый бренд Geely демонстрирует второй результат с 3197 проданными новыми авто за указанный период.
Член правления БАА Александр Стельмах комментирует сложившуюся ситуацию так: «[на белорусском рынке] cовокупный объем продаж всех остальных брендов значительно снизился по сравнению с предыдущим месяцем. Наблюдается постепенное, но значительное сокращение предложения автомобилей более бюджетного сегмента по сравнению с началом года, что и является одним из ключевых факторов снижения объемов продаж по рынку. С учетом большого роста цен на новые автомобили по сравнению с 2021 годом для стимулирования покупательской активности необходимо привлекательное кредитное/лизинговое предложение».
Также отметим, что на показатель продаж повлиял и приток покупателей-россиян, для которых стоимость представленных на своем рынке аналогичных моделей в РБ была значительно ниже. Единственным препятствием здесь стало отсутствие единой базы электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) между союзными странами, из-за чего машину с белорусской «пропиской» оказалось сложно (в иных случаях невозможно) поставить на учет в России.
Кроме того, россиянин, купивший автомобиль в Беларуси, может столкнуться также с возможным отказом в гарантийном обслуживании в «своей» дилерской сети. Однако это распространяется не на все марки. Так, дилеры Renault в Беларуси выступили с инициативой самостоятельного оформления всех документов, необходимых для беспроблемной эксплуатации реализуемых ими авто в РФ, что внесло свою лепту в итоговую статистику. Напомним, что гарантийным обслуживанием автомобилей Renault в России занимаются дилеры LADA.
Прогнозы для рынка РФ
По данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ), продажи новых легковых автомобилей в России в ноябре 2022 года составили 46,4 тыс. (без учета BMW, Mercedes-Benz, Chery и Cheryexeed), что оказалось на 61,6% меньше, чем в ноябре 2021-го, и на 2,6% больше предыдущего месяца.
Что касается периода январь – ноябрь 2022 года, то, по данным «Автостата», в России было продано почти 570 тысяч автомобилей. Однако данные в их отчете непосредственно за ноябрь несколько отличаются от тех, что мы привели в абзаце выше. Так, «Автостат» зафиксировал, что в минувшем месяце россияне купили 51.525 легковых авто, что на 19% больше октябрьского показателя, но на 49% меньше, чем в ноябре 2021 года.
Что касается непосредственно популярности марок у автомобилистов, то следом за традиционно лидирующей LADA, реализовавшей в ноябре, по данным статистики АЕВ, 21,7 тыс. авто (минус 28% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года), призовой подиум достался: Haval с показателем 4,6 тыс. (-7%), ГАЗ – 4,2 тыс. (-22%) и Geely – 3,5 тыс. (+24%). Как видим, практически все марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с ноябрем прошлого года.
Что касается общего показателя за 11 месяц продаж, то в 2022 году на российском рынке лидерство распределилось следующим образом: LADA пребывает на первом месте с показателем 164,6 тыс. авто (-49%), KIA с результатом 63,2 тыс. (-67%) на втором, Hyundai и 53,6 тыс. проданных авто – на третьем (-66%), Renault – на четвертом с 34,7 тыс. единиц (-68%). Среди моделей лидирует лишь продукция АВТОВАЗа: Lada Granta – 80,4 тыс. (-24%), Lada Niva – 31,6 тыс. (-31%), Lada Vesta – 28,7 тыс. (-72%).
Таким образом, падение уровня продаж наблюдалось в течение всего неполного года. На фоне санкций и последовавшего за ними дефицита комплектующих автолюбители стали больше внимания обращать на отечественную и китайскую продукцию. Скорее всего, аналогичная ситуация будет наблюдаться и в 2023-м.
Прогнозы на будущий год
Эксперты Национального агентства промышленной информации (НАПИ) смоделировали три очевидных сценария, посвященных развитию российского авторынка в следующем году с учетом современных реалий.
Так, базовый сценарий предполагает, что кроме иномарок, ввозимых в страну путем параллельного импорта, на рынке останутся только отечественные и китайские автомобили. С учетом сложившегося дефицита АВТОВАЗ выполнит план на 70% и продаст 280 тысяч машин, тогда как «китайцы» реализуют не менее 260 тысяч. Кроме того, ими будет произведено не менее 50 тысяч единиц ТС на заводах «Автотор» в Калининграде и бывшем «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в Санкт-Петербурге. Бренд «Москвич» сможет продать 30 тысяч бензиновых «Москвич 3» и не менее пяти тысяч электрокаров «Москвич 3е», а липецкая марка Evolute – около 10 тысяч автомобилей.
Согласно оптимистичному сценарию в РФ останутся также южнокорейские производители. При таком развитии событий АВТОВАЗ выполнит годовой план продаж на 95%, выпустив 380 тысяч автомобилей. На «Автоторе» и бывшей площадке «Ниссан» произведут не менее 70 тысяч единиц легковых авто. «Москвич» сможет продать 40 тысяч машин на ископаемом топливе и 10 тысяч электрических кроссоверов, а Evolute – не менее 15 тысяч электромобилей. При этом «серый» импорт ушедших с российского рынка иномарок наберет еще большие обороты.
Пессимистичный и наиболее вероятный сценарий подразумевает ужесточение санкций. В этом случае АВТОВАЗом будет собрано только 228 тысяч авто, китайские компании так и не запустят сборку на новых заводах, «Москвичу» удастся продать около 12,5 тыс. автомобилей, а Evolute – не более пяти тысяч. Кроме того, бренды из Южной Кореи окончательно свернут свою деятельность в России, а параллельный импорт прекратится из-за контрмер со стороны третьих стран, опасающихся распространения санкции в том числе и на них.
12.12.2022