Snow Cruiser: что вы знаете о машине для покорения Антарктиды

К шестому континенту, известному как Антарктида, исследователи проявляли интерес еще в первой половине XIX века. К примеру, тюленебои капитана Эдварда Хьюза обнаружили там настоящий рай для своего ремесла, несмотря на экстремальные погодные условия.

Snow Cruiser: что вы знаете о машине для покорения Антарктиды

Всерьез этот покрытый вечными льдами край заинтересовал мировых лидеров в ХХ веке с наступлением промышленного прогресса: они были уверены, что под многометровым снежным покровом скрыты обширные залежи полезных ископаемых. И хотя сегодня Антарктида является ничейной землей и «природным заповедником, посвященным миру и науке», попытки ее покорить совершались неоднократно, в том числе и при помощи специальной техники. Об одном из самых выдающихся таких примеров мы сегодня и расскажем.

Вторая антарктическая экспедиция

Руководитель четырех американских экспедиций Ричард Бэрд, в 1933-1935 годах побывав вторично на шестом континенте, включил в состав 56 участников физика Томаса Полтера. В ходе исследований, подтвердивших наличие крупных месторождений каменного угля под обледенелой толщей, была также выявлена полная неспособность людей перемещаться на большие расстояния – для этого попросту не хватало ресурсов и технических средств.

Из-за сложностей рельефа и крайне тяжелых погодных условий экспедиция могла закончиться трагически. Дошло даже до того, что одну из зим адмирал Бэрд провел в полном одиночестве на метеостанции, расположенной на шельфовом леднике, будучи не в состоянии преодолеть 123 мили, отделяющие его от основного лагеря.

И это притом что команда адмирала была отлично механизирована и имела в распоряжении трактора, модифицированные в снегоходы мотоциклы, биплан и собачьи упряжки для вспомогательного сообщения. Увы, всего этого оказалось недостаточно, поэтому до 1941 года американцы даже не смогли выяснить, что Антарктида представляет собой единый материк, а не группу разрозненных шельфовых ледников и островов.

Вернувшись домой, исследователи решили подготовить специализированный экспедиционный транспорт, автономный и способный перемещаться на большие расстояния. Поэтому еще на старте разработки данного проекта грядущая третья американская вылазка получила название «Экспедиция Антарктической службы США». Ее целью было утверждение суверенитета над частями шестого континента, уже открытыми группами Бэрда.

Постройка «Снежного крейсера»

Работы по создании антарктической исследовательской машины начались в 1937 году при участии Чикагского технологического института и под руководством уже упомянутого Томаса Полтера. Проект получил государственное финансирование, поэтому в ходе разработок было применено немало революционных технических решений. К примеру, в качестве силовой установки в машине с рабочим названием Penguin (от англ. «пингвин») применялись два шестицилиндровых дизельных двигателя Cummins H-6 объемом 11 литров и мощностью 150 лошадиных сил каждый. При этом они выполняли функцию генераторов, питавших четыре электромотора General Electric совокупной мощностью 300 л.с., размещенных в ступицах колес. По сути, громадный «Пингвин» являлся одним из первых дизель-электрических гибридов.

Кузов машины, построенный на трубчатой раме, достигал 17 метров в длину и 6 метров в ширину и состоял из двухслойных металлических панелей с утеплителем внутри. По его внутреннему периметру проходили трубы системы охлаждения моторов, одновременно выполнявшие роль «центрального отопления». При этом горячий воздух от работающих моторов отводился в колесные арки, предотвращая образование льда на колесах.

О них стоит сказать отдельно. Разработанные специально для данного проекта компанией Goodyear колеса представляли собой монструозные покрышки трехметрового диаметра и имели ширину 85 см. Изготовленные из морозоустойчивой многослойной резины, они почему-то не имели на наружной поверхности никакого протектора и выглядели гигантскими гоночными сликами. Возможно, шинные инженеры использовали опыт спортсменов, выступавших на озере Бонневилль, предполагая, что спрессованная снежная поверхность будет вести себя под колесами таким же образом, что и соляная масса…

Учитывая сложность антарктических ландшафтов, Полтер постарался максимально адаптировать свою машину к различным нештатным ситуациям. Поэтому «Пингвин» получил полный привод на все колеса, гидравлическую подвеску, менявшую клиренс с 3,7 до 4,9 метра и необычайно длинные свесы, которые, выступая в качестве опорных лыж, позволяли бы преодолевать ледовые трещины шириной до 4,5 метра.

Путешествие по суше

В октябре 1939 года постройка антарктической машины, которую переименовали в «Снежный крейсер» (англ. Snow Cruiser), была завершена. Из Чикаго ее нужно было транспортировать в Бостон, где ожидало зафрахтованное судно North Star, готовое доставить экспедицию в пункт назначения. Сухопутного транспорта, способного сладить с таким грузом, в США не нашлось, поэтому машина поехала в Бостон своим ходом.

Она покинула город 24 октября и добралась до порта лишь 15 ноября. Для спецсредства массой 34 тонны преодоление расстояния 1700 км оказалось настоящим испытанием, которое, впрочем, обошлось без серьезных происшествий. На трассе его максимальная скорость достигала 48 км/ч, однако часто встречавшиеся по пути мосты заставляли операторов искать объездные пути и много двигаться по пересеченной местности. Тем не менее внедорожными качествами своей машины Полтер остался доволен, хотя дизельные агрегаты регулярно перегревались.

Экипаж «Ледяного крейсера» насчитывал пять человек: трое находились в кабине, которую правильнее будет назвать носовой рубкой, а двое пребывали в грузовом отсеке и следили за исправной работой остальных систем. Одним из этих двоих, к слову, был пилот биплана Beechcraft Staggerwing Scout, закрепленного на кузове машины.

В штатном режиме биплан предназначался для ведения разведки и аэрофотосъёмки, а в случае гибели Snow Cruiser позволял всем оперативно его покинуть. Для безопасной погрузки биплана на землю использовалась кран-балка, с помощью которой можно было заменить и поврежденные колеса.

Деньги на ветер

Морское путешествие «Ледяного крейсера» заняло около двух месяцев – 11 января 1940 года он был доставлен к берегам Антарктиды. Внутренние системы машины были рассчитаны на год автономного использования: в топливных баках она перевозила 9500 литров солярки и 4000 литров авиационного керосина, а грузовой отсек, помимо оборудования, был заполен продуктами. С таким оснащением Полтер планировал покрыть не менее 8 тысяч км, исследовав Антарктиду от края до края.

Увы, сделать это «Ледяному крейсеру» было не суждено. Во-первых, машина была слишком тяжелой. Во-вторых, ее монструозные колеса всё же оказались недостаточно широкими, чтобы удерживать транспорт на плоскости, и, едва коснувшись «земли», увязли в снегу более чем на метр. В-третьих, отсутствие протектора не позволяло колесам найти хоть какую-то точку опоры. В-четвертых, те самые длинные свесы на практике только мешали движению…

И все-таки во время «Экспедиции Антарктической службы США» сдвинуть с места «Ледяной крейсер» ученым удалось. Для этого его переднюю ось усилили запасными колесами, а задние обернули цепями. Но и с таким обвесом машина могла двигаться только задним ходом, пройдя в общей сложности 148 км за две недели «испытаний».

Когда до исследователей дошло, что проект «Ледяной крейсер» провалился, они решили использовать машину в качестве неподвижной полярной станции, благо штатный бортовой отопитель работал исправно. Полярники дополнительно утеплили спецтранспорт деревянными щитами и глыбами снега.

В таком виде он использовался до 1941 года. Потом американские власти заявили, что прекращают финансирование любых гражданских и исследовательских проектов в пользу военных, и стали готовиться к участию во Второй мировой войне. А полярники были спешно отозваны со своих постов.

***

Почти $150.000, или $2,9 млн в переводе на нынешний курс с учетом инфляции, было вложено в «Снежный крейсер». В 1946 году контр-адмирал Бэрд отправился в свою четвертую антарктическую экспедицию в рамках операции ВМФ США Highjump, во время которой один из поисковых отрядов смог отыскать брошенную машину. Состояние «Снежного крейсера» было признано удовлетворительным, но использовать его не стали. А после 1958 года о местонахождении диковинной полярной машины уже никто не знал: то ли она была погребена под снегом, то ли и вовсе бесследно исчезла...

11.12.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов