Сезонная посыпка: какими бывают противогололедные реагенты

Календарная осень подходит к концу, на что указывают и заметно ухудшившиеся погодные условия. Природа замирает в ожидании зимы, которая сопровождается периодическим выпадением снега. Особенно это опасно для транспортных средств, так как выпадая на проезжую часть, всего за час снег укатывается настолько плотно, что сам по себе становится несущей поверхностью.

Сезонная посыпка: какими бывают противогололедные реагенты

Разогретые колеса плавят его, после чего тот снова застывает, превращаясь в лед. Ездить по такому покрытию, да еще на летней резине – опасная затея, чреватая ДТП. Чтобы растопить и убрать этот лед с дороги, коммунальные службы посыпают дороги различными реагентами. Сегодня рассмотрим, какими они бывают в разных странах и чем отличаются вызываемые ими эффекты.

Химия против физики

С гололедом на дорогах стали бороться еще в 1930-ых годах, в период массового распространения автомобилей. Но если раньше это была обычная соль, смешанная с песком, то сегодня противогололедные реагенты (ПГР) представляют собой многокомпонентные составы, различающиеся по принципу действия. Так, фрикционные реагенты представляют собой смесь песка, мелкого щебня или гранитной крошки с технической солью. Они повышают сцепление дорожного покрытия, но полностью не устраняют гололед. Также они засоряют канализационные стоки и обочины. Поэтому требуют уборки в весенний период.

Химические составы представляют собой «чистые» ПГР, которые выпускаются как в кристаллическом виде (техническая соль, хлористый кальций), так и в жидком виде (пластовые воды, рапа). Их действие основано на реакции входящих в состав солей и растворов с выпавшими осадками, благодаря чему температура замерзания воды становится ниже естественной.

При особенно сильных морозах такие реагенты намного эффективнее фрикционных, но гораздо менее экологичны и наносят вред почвам, растениям, вызывают коррозию металла автомобилей и уничтожают нашу обувь. Кроме того, существуют комбинации фрикционных и химических ПГР.

Как делают у нас

В Беларуси регламент обработки дорог и нормативное использование ПГР в зависимости от особенностей и продолжительности неблагоприятных погодных условий подробно прописан в документе «Зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь» (РД 0219.1.18-2000).

Согласно ему, белорусские коммунальщики используют три существующих вида противогололедных реагентов, из которых самым распространенным является химико-фрикционный из песчано-соляной смеси. Его допускается применять при наружных температурах до -15⁰С. Утверждается, что такой тип ПГР эффективно разбивает снежно-ледяной накат и повышает коэффициент сцепления на дороге. При меньшем морозе допускается применение химических реагентов, а при -20⁰С используют фрикционный ПГР в виде смеси песка (95%) и инертного материала (5%), чья эффективность достигается силой трения.

Как правило, основной добавкой белорусских противогололедных реагентов является так называемый галит марки А, представляющий собой отходы производства калийных удобрений на комбинатах Солигорска. Ежегодно только столичными службами из него изготавливается более 37 тысяч тонн реагентов для борьбы с непогодой.

К сожалению, ни один из данных типов ПГР, применяемых в Беларуси, не является экологичным. К примеру, добавление в смеси хлорида натрия приводит к засорению почв, куда вещество поступает с растаявшим снегом. Из-за галита погибают придорожные зеленые насаждения, причем как молодые, так и возрастные. Эта добавка одинаково агрессивно взаимодействует с кузовным металлом автомобилей, бетоном и асфальтом дорожных коммуникаций, кожаной обувью и наносит травмы лапам домашних животных.

Чтобы снизить агрессивность этих ПГР, белорусские технологи ежегодно улучшают состав, добавляя в него различные ингибиторы, например фосфаты. Но увы, нелимитированное использование столь агрессивных компонентов не приводит пока к видимым результатам. К примеру, интенсивные снегопады только в первом зимнем месяце часто приводят к выработке всего объема заготовленных ПГР, из-за чего воздействие этой химии на городские дороги происходит постоянно и в усиленном режиме. В итоге вымыть их с дорог и улиц могут лишь весенние дожди…

Как делают другие

Не стоит думать, что страны Европы или Северной Америки использовали раньше другие ПГР. Но убедившись в негативных последствиях применения агрессивной химии, многие из них пришли к другим способам борьбы с гололедом. К примеру, в самых холодных европейских регионах, Норвегии, Швеции, Дании и Исландии, несмотря на обилие снежных осадков, полностью отказались от химических ПГР.

Вместо этого муниципальные власти полностью пересмотрели принцип укладки автомобильных магистралей и пешеходных дорожек: прямо под ними проложены теплокоммуникации, чтобы лед на них не образовывался. Если морозы слишком сильны, дороги периодически поливают смесью горячей воды с песком – этот способ называется методом Торгейра Ваа и был изобретен в Швеции.

В наиболее заснеженных регионах привлекают мощную спецтехнику, которая прокладывает настоящие туннели в снежных завалах. При этом снег толщиной в несколько сантиметров оставляют на асфальте специально: позже он плотно укатывается и покрывается гранитной крошкой – она не содержит химически активных веществ, показывая высокую результативность при сильном гололеде и значительно повышая сцепление с дорогой. Весной эту крошку собирают при помощи специальных пылесосов, чтобы использовать ее в следующий сезон. К слову, фрикционные ПГР широко применяются и в таких странах, как Австрия, Германия, Финляндия.

В Швейцарии в качестве основного реагента для противогололедных составов используют хлористый калий, разведенный с водой в пропорции 70% на 30%. Получается дешевый и эффективный раствор, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду. При этом использовать такой ПГР можно даже при морозах ниже -30⁰С. Данный способ популярен и в Канаде – там хлорид натрия, или поваренную соль, обладающую схожим действием, добывают в районе Великих озер. Такой метод обработки применяется и в США.

А вот в Китае противогололедные реагенты уже входят в состав асфальта, из которого делают дороги. Множественные микрогранулы, добавляемые в него, вызывают таяние снега на протяжении нескольких лет, после чего покрытие потребует дополнительной обработки. Состав альтернативного аналога песчано-соляной смеси китайцы держат в секрете. Известно, что на его разработку ушел не один год.

***

Как бы там ни было, в зимнее время кузовной металл автомобилей наиболее уязвим к воздействию различных соляных противогололедных составов. Чтобы уберечь его, мы рекомендуем провести антикоррозийную обработку и нанести на нижний контур корпуса слой защитной пленки – это продлит срок службы вашего авто и поможет ему без потерь перенести очередную зиму.


11.11.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 028 125
Запчастей
57 378
Шин
38414
Продавцов