Прогнозы для белорусского авторынка

В том, что склады дилеров автомобильных марок, официально представленных в Беларуси, практически опустели, легко убедиться, просто заглянув на один из них. При этом стоимость оставшихся в наличии экземпляров, будь то VW Polo или Renault Duster, выросла в разы, поскольку отгрузка иномарок, собранных в РФ, застопорилась.

Прогнозы для белорусского авторынка

На этом фоне, конечно же, подскочили цены вторичного рынка, причем не только на целые автомобили, но и на их отдельные комплектующие. Послушав, что по поводу этого говорят специалисты, bamper.by решил порассуждать о перспективах авторынка Беларуси в целом.

Что говорят дилеры

Представители самого популярного в стране немецкого концерна отмечают, что автомобильный рынок РБ во многом зависит от российского. Посмотрев на реестр официально представленных в стране марок, мы можем увидеть, что последние несколько лет их количество лишь сокращается. Одни автобренды, к примеру Skoda, уходят от нас по политическим причинам, другие вроде Chevrolet, Changan и Suzuki – из-за тесного рынка и низкого спроса.

При этом в РБ недостаточно условий для выхода новых марок вместо ушедших. Неблагоприятная геополитическая обстановка, спровоцировавшая нарушение логистических цепочек и дефицит запчастей, затрудняет даже элементарное обслуживание проданных автомобилей, не говоря уже о презентации новых под ранее неизвестным брендом. Поэтому единственное изменение в предлагаемом ассортименте, которое белорусы с высокой долей вероятности могут ожидать, – это появление автомобилей, массово представленных в России, но при этом отсутствующих у нас.

Что касается поставок из России новых автомобилей, то ценообразование для дилеров происходит в российских рублях. Все курсовые колебания обязательно сказываются на конечной стоимости нового автомобиля. Поэтому отпускная стоимость того же VW Polo или Renault определяется не логичными спросом и предложением, а курсовыми факторами. При этом даже по завышенным ценам эти автомобили находят своего покупателя – такие клиенты боятся, что в ближайшее время с «прилавков» исчезнет техника, адаптированная для наших дорог.

Автохаусы и «перекупы»

На белорусских площадках по продаже автомобилей с пробегом последнее время наблюдается наплыв со стороны как продавцов, так и покупателей. Все потому, что люди во время оформления сделки стремятся получить юридические гарантии и некоторую уверенность в покупаемом транспортном средстве, осмотр и тест-драйв которого проходят по всем правилам при свете дня, а не вечером в гараже на какой-нибудь окраине.

При этом большая часть продаж в автохаусах сегодня приходится на российскую аудиторию в ценовом сегменте до $40.000. Разброс моделей здесь может быть необычайно широким: от Mercedes-Benz E-класса и CLA или Jeep Renegade до Renault Talisman, Mitsubishi L200, Volkswagen Polo или УАЗ «Патриот» – главное, чтобы они были возрастом до пяти лет и в хорошем состоянии.

Среди белорусов спрос на «бэушные» автомобили ожидаемо снизился из-за слабого кредитования банками. Ценовой диапазон при выборе машин у них, понятное дело, остался прежним – до $10.000. То есть в ходу популярные «бюджетники» типа Volkswagen Polo Sedan и Lada Vesta. В диапазоне $30.000-40.000 забирают Toyota Camry, Mercedes-Benz С-класса, BMW X5. Сделок стоимостью $70.000 практически не происходит.

В свою очередь компании по подбору автомобилей из Европы и США, пользовавшиеся небывалой популярностью весь прошлый год, сегодня работают с затруднениями. Причем недостатка в клиентах не наблюдается, а вот инструментов для успешного проведения сделок хватает не у всех. Причиной этого является все та же нарушенная логистика и санкции, коснувшиеся банковской сферы. Это значит, что даже при оплате полной стоимости аукционного автомобиля клиенту не могут гарантировать, что он получит свою покупку в срок или получит вообще, так как его платежи могут банально «зависнуть» между банками. Путевые издержки при доставке груза также выросли почти вдвое.

И все же сотрудники белорусских компаний утверждают, что буквально атакованы россиянами – каждую неделю к ним обращается 5-7 новых клиентов. Связано это с тем, что последнее время курс российского рубля значительно окреп по отношению к доллару, поэтому стало выгоднее пригонять автомобили за американскую валюту, чем покупать их напрямую на своем внутреннем рынке.

Любопытно узнать, что же происходило на американской «вторичке». Так, в феврале за рубежом фиксировалось серьезное падение стоимости некоторых марок и моделей – на 30-40%. Сегодня цены выровнялись и даже стали выше. Объясняется это дефицитом машин и запчастей даже на внутреннем рынке США: стоимость новых авто увеличилась на 30%, а отдельных комплектующих – вдвое. При этом в США наблюдается серьезная инфляция, которая сказывается в том числе и на автомобильном вторичном рынке. В попытке сэкономить американские автомобилисты сами задумываются над приобретением битых машин. В связи с этим последние также начали дорожать.

Белорусская автомобильная ассоциация

По сути, заключение по поводу текущей ситуации на белорусском автомобильном рынке, сделанное Белорусской автомобильной ассоциацией (БАА), вторит мнению предыдущих игроков. Ранее ассоциацией также отмечалось, что доминирующее положение здесь занимают легковые автомобили, произведенные и/или ввезенные из Российской Федерации.

Уровень розничных цен на такие автомобили в основном определяется двумя факторами: ценой российского экспортера для Беларуси и курсом российского рубля по отношению к белорусскому. Но если в первой половине весны основное давление на итоговые цены в Беларуси оказывала импортируемая инфляция, то для конца II квартала характерна не только стабилизация цен поставщиков, но и достаточно ощутимая дефляция в отрасли, которая является результатом низкого спроса на новые легковые автомобили.

В настоящее время основным фактором, осуществляющим повышающее давление на цены российского импорта, является валютный курс. Укрепление российского рубля к белорусскому с начала года уже превысило 38%. Причем эффект переноса текущего валютного курса в цены импортируемых из России автомобилей еще не завершен, а значит, они будут дорожать.

В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении оказались дилеры, реализующие автомобили, ввозимые из-за пределов ЕАЭС, а также производимые в Беларуси. Однако известный белорусско-китайский производитель «БелДжи», реализующий продукцию Geely, не выказал интереса к выпуску автомобилей бюджетного класса: сегодня самый доступный Coolray стоит от $27.500, причем после недавнего снижения цен на 15%. И даже на этих условиях машин в салонах нет, а всех желающих их купить заносят в лист ожидания…

Председатель БАА Сергей Варивода отмечает, что эффективным решением ограничения роста цен на новые легковые автомобили станет возврат к прямому импорту автомобилей белорусскими импортерами непосредственно от зарубежных автопроизводителей из-за пределов Евразийского экономического союза. Хотя помимо согласия самих автопроизводителей эта мера потребует принятия решений в сфере оценки соответствия на национальном уровне.

Другим действенным способом урегулирования ситуации является лизингование при реализации легковых автомобилей, которое по предварительной оценке для физических лиц в I квартале 2022 года составило около 45% совокупных продаж автодилеров – членов БАА, позволив удержать рынок в стране от более глубокого падения.

В ассоциации отмечают, что рост популярности приобретения автомобилей в лизинг среди физических лиц (потребительский лизинг) во многом связан с наличием льготы по налогу на добавленную стоимость на лизинговую ставку, что фактически позволило выровнять условия финансирования с банковским кредитом.

При этом указанная налоговая льгота для одной отрасли создает положительный для экономики и бюджета кумулятивный эффект в смежных с лизингом сферах (торговля, сервис, рекламное дело, страхование и т.д.).

***

Как видим, в настоящее время автомобильные продажи в РБ дрейфуют: тенденция к удорожанию новых авто все же не отменяет их продажи, тогда как «бэушные» машины пользуются спросом у граждан России. Возможно, внедрение дополнительных лизинговых инструментов сделает покупку новых авто более привлекательной для белорусов.

21.07.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 498 225
Запчастей
33 359
Шин
29816
Продавцов