Правильная буксировка автомобиля
Соблюдаем ПДД и не вредим машине
Даже тот, кто недавно получил водительские «права», вряд ли с ходу вспомнит порядок необходимых действий по буксировке авто, если вдруг возникнет такая необходимость, – в автошколах этой теме уделялось не самое пристальное внимание. Опытные же автолюбители, даже с многолетним стажем, могли в такой ситуации ни разу не оказаться. Но все случается когда-нибудь первый раз, поэтому знания о правильной транспортировке машины пригодятся каждому…
Способ буксировки
Если с вами в дороге случилась неприятность, сперва нужно решить, как именно вы будете транспортировать свой автомобиль к месту предполагаемого ремонта. Вариантов здесь может быть несколько: на гибкой сцепке или на жесткой, с помощью частичной или полной погрузки.
Проще всего, но не дешевле будет воспользоваться услугами эвакуатора. В этом случае сотрудники службы техпомощи оперативно прибудут в указанную точку и сами погрузят вашу машину на эвакуатор без вреда для ее силовых агрегатов.
Однако мобильный сервис доступен не везде и не всегда, так что, оказавшись вдали от населенного пункта в темное время суток, вам стоит подумать об альтернативном способе транспортировки своего железного друга. Технически самой доступной здесь является буксировка на гибкой сцепке. Конечно, при условии, что нужный для этого трос исправно ждал своего часа в багажнике машины.
Почему именно гибкая сцепка? Очевидно, по той причине, что возить с собой четырехметровую металлическую трубу, обеспечивающую жесткое сцепление между двумя машинами, буксирующей и буксируемой, нет возможности у большинства автолюбителей.
При этом стоит учитывать, что буксируемый на гибкой сцепке автомобиль является полноценным участником дорожного движения, а значит, его водитель обязан иметь при себе стандартный набор документов: водительское удостоверение и техпаспорт. Кроме того, автомобилист должен понимать, что такой вид транспортировки является не самым простым с точки зрения маневров, а значит, снижать внимательность ему не следует.
Что гласят ПДД
В соответствии с разделом 21 действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь буксировка механических транспортных средств на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (п.151).
При буксировке на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозка пассажиров в буксируемом автобусе, троллейбусе, трамвае, в кабине и кузове грузового автомобиля. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего (п.152).
При буксировке на гибкой сцепке расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4-6 метров, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 метров. Для обозначения гибких связующих звеньев применяются предупредительные устройства в соответствии с п.200 ПДД (п.153).
При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого транспортного средства должны быть исправны рабочая тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой – рулевое управление (п.154).
При этом запрещается буксировка:
• 155.1. транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
• 155.2. двух и более механических транспортных средств (за исключением седельного тягача с полуприцепом);
• 155.3. транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса составляет более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе таких транспортных средств буксировка их допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки. Недействующей тормозной системой считается система, которая не позволяет водителю остановить транспортное средство при движении даже с минимальной скоростью;
• 155.4. мотоциклам без бокового прицепа, а также таких мотоциклов, кроме буксировки прицепов, специально предназначенных для мотоциклов;
• 155.5. в гололедицу на гибкой сцепке;
• 155.6. механическими транспортными средствами с прицепами (полуприцепами);
• 155.7. механических транспортных средств на гибкой сцепке, если работа их тормозных и рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен;
• 155.8. мопедами и мопедов;
• 155.9. в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Подготовка к транспортировке
Если ваш автомобиль, получивший неисправность, не попадает в список запрещенных для буксировки на гибкой сцепке транспортных средств, переходим к дальнейшей подготовке.
Во-первых, на буксирующем автомобиле должен гореть ближний свет фар независимо от времени суток.
Во-вторых, на буксируемой машине должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, не забываем закрепить на корме знак аварийной остановки.
В-третьих, регулируем длину буксировочного троса, так как означенные выше 4-6 метров обусловлены необходимостью: если сцепка слишком коротка, а усилитель тормозов не работает, водитель буксируемого авто может не рассчитать усилие на педали тормоза и «торпедировать» свой буксир. Если же трос слишком длинный, сложности могут возникнуть при проезде поворотов. Также не забываем, что максимальная скорость транспортировки не должна превышать 50 км/ч, а в гололед буксировка вообще запрещена.
В-четвертых, на буксируемом автомобиле нужно включить зажигание, чтобы не сработала механическая блокировка руля в повороте. Здесь не будет лишним отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения, чтобы сберечь заряд аккумулятора, так как энергия вам еще понадобится: кроме аварийной сигнализации при транспортировке в буксируемом авто должен работать клаксон, а в случае непогоды – «дворники».
В-пятых, водителям обеих машин нужно знать, где в их ТС расположены буксировочные проушины. Правилами дорожного движения процесс крепежа троса не регламентируется, кроме одного важного момента: он должен быть надежно закреплен. Если у «буксира» нет проушин сзади, трос можно закрепить за фаркоп. Если и тот отсутствует, но задняя подвеска в машине рессорная, смело цепляйте трос за рессору.
Не просто веревка
Трос для буксировки лучше выбрать надежный, с карабинами на обоих концах, причем лучше всего, если он будет выполнен из эластичного, способного растягиваться материала. Такая сцепка будет лучше амортизировать, поскольку при буксировке неизбежны рывки, из-за которых слабая или деформированная веревка может порваться, а при разрыве еще и повредить бампер, фару или лобовое стекло.
Важно: если буксировочного троса в критический момент у вас не оказалось, его можно смастерить из подручных материалов. К примеру, из альпинистской веревки или пожарного рукава. В крайнем случае сгодятся прочные веревки, ремни безопасности и т.д. Главное, чтобы сделанный вами трос оказался требуемой длины.
Затем сцепку следует как-то обозначить. Так называемые предупредительные устройства, указанные в ПДД, представляют собой флажки или щитки размером 200x200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами шириной 50 мм. На тросе таких флажков должно присутствовать минимум два. При их отсутствии в случае ДТП виновным признают водителя буксира…
Причем произвольно найденные красные тряпки здесь не годятся, так как не обладают световозвращающим эффектом, а многие производители буксировочных тросов флажки-таблички просто не делают. Потому такой товар лучше заранее поискать в магазинах автозапчастей или в интернете, в крайнем случае можно пустить на это дело один из светоотражающих жилетов.
Поехали…
Самым сложным моментом при буксировке, пожалуй, является начало движения. Водитель первого автомобиля должен тронуться плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления, чтобы смягчить рывок. Затем нужно добавить газ, не давая тросу провиснуть сразу после начала движения.
К переключению передач здесь тоже следует относиться с особым вниманием. Манипулировать рычагом механической коробки нужно быстро, а педали нажимать плавно, особенно в моменты смыкания дисков сцепления. Иначе неизбежны рывки троса, который в таком режиме долго не протянет и порвется.
Также не забываем, что водитель буксируемого авто видит дорогу хуже, чем управляющий ведущим транспортным средством, и имеет ограниченные возможности для маневра. Поэтому в сцепке двигайтесь осторожно, избегая, если это возможно, торможений и остановок. При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.
Важно: перед началом транспортировки обоим водителям лучше заранее обговорить маршрут, скорость движения и условные знаки при внезапных маневрах или для внеплановой остановки.
***
Не забывайте, что неаккуратная буксировка часто приводит к аварии, поэтому не стоит относиться к данной процедуре легкомысленно. Если опыта буксировки нет, лучше не практиковать ее на оживленных улицах. И вообще bamper.by всем желает не попадать в подобные ситуации или хотя бы, когда выпадет шанс, потренироваться в буксировке где-нибудь за пределами населенных пунктов.
25.05.2022