Осенние лужи – опасность для автомобилиста

Перед подготовкой к самому сложному для эксплуатации авто зимнему сезону погода устраивает нам вводный тест-драйв в виде дождливой осени. А где дожди, там и лужи. Обширные и глубокие, иногда величиной с половину улицы.

Осенние лужи – опасность для автомобилиста

Автомобилисты мчатся по ним, брызгами поливая прохожих, почти не задумываясь при этом, что каждый быстрый проезд водной преграды неопределенной глубины может обернуться серьезной поломкой транспортного средства. Не верите? Тогда загибайте пальцы…

«Мокрое» управление

Начнем с самого простого – подмоченной репутации ходовой части. Даже при однократном проезде по глубокой луже на малой скорости днище авто и все, что расположено ниже, намокает. Это колеса, тормозные колодки/диски и даже сцепление в машинах с МКПП. С большего ничего страшного в этом случае не произойдет – подмокший диск проблем не доставит, если его чрезмерно не нагружать. А вот если не высушить колодки, проведя серию коротких торможений на сухой дороге, эффективность системы может снизиться.

В исправном автомобиле коробка передач и мотор герметичны и имеют поддоны. Однако в глубокой луже все же есть риск замочить агрегаты трансмиссии (коробку передач, раздаточную коробку или редуктор). В некоторых моделях внедорожников сапуны этих агрегатов укомплектованы трубками с высоким выносом. Но у популярных «паркетников» такой защиты, как правило, нет, поэтому риск того, что в трансмиссию попадет вода, увеличивается в разы.

Аквапланирование

Это, пожалуй, самые «любимые» автомобилистами «грабли», на которые хоть раз наезжал каждый водитель. Даже самое незначительное количество воды на асфальте грозит автомобилю этим опаснейшим эффектом. В данном случае между шиной и поверхностью дороги образуется водяная пленка в несколько миллиметров, протектор теряет способность отводить воду из пятна контакта. Таким образом, машина буквально «всплывает» на дороге.

На практике тормозной путь по мокрому асфальту увеличивается на треть по сравнению даже с заснеженной поверхностью. «Поймав» аквапланирование, водитель теряет управление транспортным средством. Полностью избежать этого вряд ли получится, так как в одночасье нужно учитывать множество факторов, таких как качество и структура шин, скорость движения и тип покрытия. Одно следует усвоить четко: чем выше скорость, на которой вы влетели в лужу, тем выше и риск «всплытия». Поэтому в сильный дождь лучше не разгоняться больше 70 км/ч, иначе можно с высокой долей вероятности попасть в ДТП.

Не яма, а брод

Некоторые водители почему-то уверены, что глубоких луж на столичных (не говоря уже о региональных городах) дорогах быть не может, и познают на собственном опыте ошибочность своих суждений. Заполненная водой яма может таить в себе немало неприятных сюрпризов. И ладно бы просто перегрузить подвеску при налете на нее, но можно ведь и целого колеса лишиться, а то и вовсе пробить поддон картера острым предметом вроде куска бетона или асфальта.

Также мы писали, как в мутной воде легко потерять номерной знак: в современных авто те крепятся к корпусу с помощью тонких пластмассовых рамочек, которые вряд ли смогут пережить близкое знакомство с набежавшей волной. Кроме того, под водой может скрываться не только глубокая яма, но и открытый канализационный люк… Чтобы не выяснять все это на практике, старайтесь объезжать лужи посуху хотя бы двумя колесами – даже если вы застрянете, вытянуть машину в этом случае будет проще.

Гидроудар

Помните, что форсирование глубоких луж может лишить автомобиль «чувств» из-за попадания влаги, допустим, в проводку или в выхлопную систему. Но самый губительный здесь «глоток» воды двигателем через низко расположенный воздухозаборник. Особенно поберечься рекомендуется владельцам машин с низким клиренсом. Хотя даже джиперы не застрахованы от такого исхода, если лужа окажется слишком глубокой.

Как было сказано выше, преодолевать водную преграду следует на минимальной скорости, так как перед бампером авто поднимается вал воды, который может захлестнуть даже расположенный высоко воздухозаборник мотора. Поэтому двигайтесь исключительно на первой передаче (на АКПП лучше ее принудительно зафиксировать). Двигатель при этом будет развивать достаточные обороты, чтобы не дать воде попасть в выхлопную систему.

Также нужно заранее попытаться соизмерить уровень воды и максимальную глубину преодолеваемого брода для вашей машины: у большинства современных моделей воздухозаборник расположен на расстоянии 40-50 см от дороги (у некоторых еще ниже). Глубину лужи легче всего измерить по колесу: если вода покрывает две трети его диаметра, движение вперед лучше не продолжать.

Чем опасен гидроудар? Тем, что жидкость в отличие от топливовоздушной смеси не сжимается. Достаточно ее попадания даже в один цилиндр, чтобы вызвать скачок давления, который спровоцирует сокрушительный удар по поршневой группе, что искрошит шатуны и погнет поршни. Устранить последствия гидроудара можно лишь после дорогостоящего капитального ремонта силового агрегата, причем не всегда…

Так что будьте внимательны и осторожны, отправившись в поездку на автомобиле при затяжном дожде.


12.10.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 983 126
Запчастей
47 913
Шин
35814
Продавцов