Образец изящества: что вы знаете о ЗИЛ-118 «Юность»

Массовый советский автопром обычно принято ругать за отсутствие перспективных технических решений, за устаревший дизайн экстерьера и интерьера, за медленно изменяющийся модельный ряд. Отчасти все эти претензии со стороны автомобилистов правдивы — ну не могла такая неповоротливая махина, как Советский Союз, своевременно реагировать на тенденции мировой автопромышленности.

Образец изящества: что вы знаете о ЗИЛ-118 «Юность»

Парадокс ситуации заключается в том, что на автозаводах СССР появлялись действительно новаторские проекты, которые могли бы составить достойную конкуренцию западным аналогам. Но до конвейерного производства они, как правило, не доходили… Яркими примерами того являются компактный автобус ЗИЛ-118 и его более поздняя итерация —ЗИЛ-3207.

Восторг генсека

Это не название ресторанного блюда или коктейля, как могло бы показаться, а исторический факт: в 1962 году инженеры автомобильного завода имени Лихачева продемонстрировали Никите Сергеевичу Хрущеву опытный образец компактного автобуса. Тот пришел от новинки в восторг, так как ее концепция была применима для многих задач: от перевозки пассажиров до использования в сельхозсекторе. Машина генсеку настолько понравилась, что он сразу же одобрил ежегодный выпуск таких авто тиражом не менее 2 тысяч единиц. Однако на тот момент мощностей автозавода физически не хватало для выполнения этого плана, да и финансирования новая модель требовала отдельного.

Выпуск микроавтобуса ЗИЛ-118 было решено отложить до 1966 года: к тому времени средства для него были бы внесены в бюджет следующей пятилетки Госпланом, да и сам завод привели бы к большей готовности. Однако этого не произошло, поскольку к тому времени Хрущева уже сместили с поста руководителя страны, и многие одобренные им инициативы пошли под нож. Как следствие, необходимого финансирования ЗИЛ-118 не получил.

Любопытно, что этой модели и вовсе не должно было быть — запроса на подобный автомобиль ни от Совета Министров СССР, ни от Министерства автомобильной промышленности не поступало. Над этим проектом конструктор Николай Гринчар и дизайнеры Эрик Сабо, Александр Ольшанецкий и Татьяна Киселева трудились в свободное от основной работы время. По этой причине ЗИЛ-118 получил высокую долю унификации: агрегаты трансмиссии и узлы подвески достались ему от лимузина ЗИЛ-111, а двигатель — от грузовика ЗИЛ-130 или ЗИЛ-375. Впрочем, такой подход в перспективе позволил бы существенно сократить расходы на производство обеих моделей.

Для прототипа придумали романтичное название «Юность», что полностью отражало тот пылкий подход и любовь к своему делу, которым обладали энтузиасты ЗИЛа. Кузов машины собирали вручную, с большой осторожностью и трепетом, чтобы избежать ошибок. Основным достоинством будущей модели являлся комфорт водителя и 17 пассажиров. Для этого микроавтобус получил большую площадь остекления, гигантский сдвижной люк в крыше, мягкие кресла, систему индивидуального освещения, эффективные системы отопления и вентиляции.

Первый опытный образец «Юности» создавался в течении двух лет, после чего успешно прошел ряд необходимых испытаний и принялся ждать официального запроса от Госкомитета по автоматизации и машиностроению Совета министров СССР на серийное производство. Увы, этого так и не произошло, хотя потребность у страны в этой машине была острая — по самым общим подсчетам на внутреннем рынке успешно реализовывалось бы не 2 тысячи, а 4-6 тысяч ежегодно.

Дальнейшая судьба

В ожидании дальнейшего будущего «Юности» авторы проекта постоянно пытались усовершенствовать свой микроавтобус и найти для него все новые сферы применения. Одним из важных поворотных моментов в судьбе ЗИЛ-118 стала совместная работа с Институтом имени Склифософского по созданию полноценного реанимобиля, в котором можно было бы не просто перевозить больного, но и оперировать его. Для этого врач, конечно, должен был стоять в полный рост, поэтому крышу требовалось сделать подъемной.

Ее, к слову, сделали по типу складных мехов аккордеона: сам подъемный механизм был изготовлен на Московском заводе музыкальных инструментов. Аналогов подобному автомобилю ни в СССР, ни в мире еще не было, но дальше 2 опытных экземпляров дело, увы, так и не пошло.

В 1967 году «Юность» в составе советской делегации принимала участие в Неделе автобусов во французской Ницце. На данном мероприятии компетентное жюри ездило по туристическим маршрутам на автобусах участников, определяя уровень комфорта, эргономику и дизайн моделей. Главным открытием фестиваля того года стала именно «Юность», которая получила большинство самых значимых наград, включая большой приз конкурса — кубок Оргкомитета, который был вручен ей за лучшие тягово-скоростные свойства, уровень шумоизоляции и плавность хода. Всего ЗИЛ-118 привез с этих соревнований 12 призов в различных номинациях, что не удавалось сделать ни одному советскому автомобилю ни до, ни после «Юности».

А самым знаковым событием для «Юности» стал 1970 год, когда в СССР с официальным визитом прибыл внук Генри Форда. Когда ему продемонстрировали ЗИЛ-118, тот буквально влюбился в микроавтобус и сразу предложил руководству завода продать ему техническую документацию и лицензию на этот автомобиль, чтобы производить его в США под собственной маркой. Когда предложение было отклонено, руководитель Ford согласился наладить совместное производство. Но и тут не вышло.

При этом Генри-младшего так очаровал автобус, что он отказался от предоставленного ему лимузина ЗИЛ-114 со словами: «Пусть лимузином пользуется моя дочь, а я буду ездить на «Юности», которая нисколько не хуже».

***

За всю историю существования ЗИЛ-118 (в общей сложности 32 года) было создано чуть более сотни различных экземпляров данного авто. Она выполняла функции туристического автобуса, машины представительского класса, кареты скорой помощи, легкого грузового фургона и даже передвижной криминалистической лаборатории. Увы, полноценного признания в своей стране «Юность» при этом так и не нашла.


08.12.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 711 721
Запчастей
52 400
Шин
38323
Продавцов