Насколько подорожают машины из США, или Новая цена комфорта
Эта новость на прошлой неделе взбудоражила всех автолюбителей по обе стороны Атлантики, а также производителей автомобилей в Соединенных Штатах. Речь идет о введении Президентом США Дональдом Трампом со 2 апреля 2025 года дополнительных тарифов на новые импортные автомобили.

Обратимся к первоисточнику – тексту указа, размещенному 26 марта на сайте Белого дома:
- 25%-й тариф будет действовать в отношении импортируемых пассажирских транспортных средств (седанов, внедорожников, кроссоверов, минивэнов, грузовых фургонов) и легких грузовиков, а также основных автомобильных деталей (двигателей, трансмиссий, деталей трансмиссий и электрических компонентов), с процессами расширения тарифов на дополнительные детали при необходимости;

- импортерам автомобилей в рамках Соглашения между США, Мексикой и Канадой будет предоставлена возможность сертифицировать свои компоненты из США, а тариф в размере 25% в соответствии с указом будет применяться только к стоимости их компонентов не из США.
Заметим, что в США уже существует импортный тариф на автомобили в размере 2,5%, а с введением новых тарифов любое ввозимое в Соединенные Штаты транспортное средство из вышеуказанного перечня (не из Канады и Мексики) автоматически станет дороже еще на 25%.

Что означает введение вышеуказанных пошлин для рынка новых автомобилей в США? В краткосрочной (да и в долгосрочной) перспективе, конечно же, цены на импортные автомобили вырастут на эти самые 25%, а цены на собираемые/производимые в стране автомобили – пропорционально удельному весу в них импортных комплектующих. Ситуацию с последними наглядно иллюстрирует нижеследующая таблица, содержащая данные в отношении самых распространенных автомобилей, производимых в США. Впрочем, имеющихся в наличии у дилеров автомобилей ситуация не коснется.
Производитель | Марка | Модель | Штат | Завод/фабрика | Процент комплектующих моделей, произведенных в США или Канаде, 2024г. |
BMW Group | BMW | Х3, Х4, Х5, Х6, Х7, ХМ | South Carolina | BMW Plant Spartanburg[3] | 21-32% |
Ford Motor Company | Ford | Bronco, Escape, Explorer | Michigan, Kentucky, Illinois | Michigan Assembly Plant, Louisville Assembly Plant, Chicago Assembly Plant | 18-32% |
General Motors | Chevrolet | Malibu | Kanzas | Fairfax Assembly Plant | 39% |
Honda Motor Company | Acura | MDX, RDX, TLX Ohio | East Liberty | Auto Plant, Marysville Auto Plant | 65% |
Honda | Accord, Civic, Cr-V | Ohio, Indiana | Marysville Auto Plant, Honda Manufacturing of Indiana | 60-65% | |
Hyundai Motor Company | Hyundai | Santa Fe, Tucson | Alabama | Hyundai Motor Manufacturing Alabama | 50% |
Kia Motors | KIA | K5, Sorento, Sportage | Georgia | Kia Motors Manufacturing Georgia | 55-60% |
Mazda | Mazda | CX-50 | Alabama | Mazda Toyota Manufacturing USA | 50% |
Mercedes-Benz Group | Mercedes-Benz | EQE SUV, EQS SUV, GLE-Class, GLS-Class |
Alabama |
Mercedes-Benz U.S. International | 10% |
Subaru Corporation | Subaru | Crosstrek, Legacy, Outback | Indiana | Subaru of Indiana Automotive | 45-50% |
Tesla, Inc. | Tesla | Model 3, Model S, Model X, Model Y | California, Texas | Tesla Factory, Gigafactory Texas | 35%-75% |
Toyota Motor Corporation | Lexus | ES, TX | Indiana, Kentucky | Toyota Motor Manufacturing Kentucky, Toyota Motor Manufacturing Indiana | 30-65% |
Toyota | Corolla, Corolla Cross, Camry, Highlander, RAV4 Hybrid, Sienna, Sequoia, Tacoma, Tundra | Kentucky, Mississippi, Alabama, Indiana, Texas | Toyota Motor Manufacturing Kentucky, Toyota Motor Manufacturing Mississippi, Mazda Toyota Manufacturing USA, Toyota Motor Manufacturing Indiana, Toyota Motor Manufacturing Texas | 35-70% | |
Volkswagen Group | Volkswagen | Atlas, Atlas Cross Sport, ID.4 | Tennessee | Volkswagen Chattanooga Assembly Plant | 48-70% |
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_automobiles_manufactured_in_the_United_States
А что же в долгосрочной перспективе? Очевидно, что американские потребители увидят сокращение новых автомобилей в наличии, модельный ряд многих автопроизводителей поредеет, главным образом за счет спортивных авто, суперкаров и гиперкаров, импортируемых в США в небольшом количестве и в «дотарифный» период. Но, оговоримся, ситуация на рынке будет развиваться в подобном ключе, если пошлины не будут отменены и будут продолжать действовать в обозримом будущем (зная импульсивный характер и скорость принимаемых Дональдом Трампом решений, возможен и откат назад, и приостановление действия указа).
А что же автопроизводители? Вряд ли они будут бездействовать, глядя, как стремительно падают их продажи. И уже есть примеры. Так, компания Hyundai анонсировала свои планы по инвестированию 21 млрд. долларов в расширение и развитие своего бизнеса в США, а именно в строительство нового завода по производству прокатного металла и открытие нового производства автомобилей в штате Джорджия. Учитывая создание значительного количества новых рабочих мест, компания явно может рассчитывать на благосклонность президента Трампа и нераспространение действия тарифов на их продукцию.

Представительство компании Subaru в Северной Америке, наоборот, выступило с официальным заявлением, что после 2-го апреля не сможет гарантировать действующие цены на свои автомобили, поскольку значительное количество комплектующих поступает из-за границы.
В конечном счете, какое бы решение ни приняли автопроизводители, будь то миллиардные инвестиции в американскую экономику, какие-то кулуарные личные договоренности с администрацией Трампа, активное лоббирование отмены пошлин либо внедрение новых алгоритмов действий в изменившихся условиях (поиск поставщиков комплектующих из других регионов, пересмотр логистических цепочек и т.п.), – повышение стоимости производства автомобиля неизбежно ляжет на плечи рядового потребителя в виде повышения цены.

А как же рынок бэушных автомобилей? Как он отреагирует? Рост цен на новые автомобили ожидаемо приведет к увеличению спроса на подержанные авто, потому что они банально дешевле и доступнее. Цены на бэушные автомобили, подгоняемые повышенным спросом, пойдут вверх, – как говорится, ничего личного, только элементарные законы рыночной экономики. Если ничего не произойдет с тарифами, предложение на вторичном рынке снизится, хорошие машины попросту начнут с него исчезать.

Впрочем, все это в первую очередь проблемы американского потребителя. Стоит ли нам, белорусам, бежать сломя голову и приобретать на американском аукционе заветный автомобиль? Ответим так: если у вас в ближайших планах было приобретение автомобиля именно в США, вам действительно стоит посмотреть аукционные предложения и сделать свой выбор. Если вы решили отремонтировать свой автомобиль, воспользовавшись бэушными комплектующими, стоит также действовать быстро, так как с ростом цен на вторичке увеличится и стоимость запчастей на разборках. Но если у вас уже есть автомобиль, который на настоящий момент вас целиком и полностью устраивает, – не стоит торопиться, все еще может измениться.
03.04.2025