Кнопки против сенсоров: когда аналог лучше «цифры»

Цифровые приборные панели, тачскрин-экраны мультимедиа, сенсорные кнопки – все это в планетарных масштабах вытесняет старые добрые кнопки, у которых за всю их долгую жизнь была одна простая задача – включить/выключить что-либо. С появлением мультифункционального рулевого колеса назначение клавиш расширилось переключением трека/радиоволны – все, точка, большего от них и не требовалось.

Кнопки против сенсоров: когда аналог лучше «цифры»

Но автопроизводители посчитали иначе, стараясь сделать цифровым все, что только возможно, внутри автомобиля. Пользователей же, конечно, никто не спросил, что отразилось на продажах: оказалось, что машины с кнопками нравятся людям больше, чем тотально-сенсорные…

При чем здесь телефоны?

Современный промышленный дизайн не просто глобальное явление. Это целый институт, учитывающий тенденции потребления, мельчайшие изменения в котором тщательно исследуются, копируются и множатся.

Когда мобильные телефоны получили настолько широкое распространение, что их стали использовать даже пенсионеры и школьники, производители данной группы товаров не преминули сыграть сначала на внешности и форм-факторе, а потом на технологичности мобильников. Постепенный отказ от кнопок в пользу сенсорных экранов оправдал себя, и как только сенсоры стали неотъемлемой частью нашей жизни, автобренды не замедлили внедрить модный тренд в собственную продукцию.

К примеру, в Audi A3 четвертого поколения, мировая премьера которого состоялась весной 2020 года, все физические кнопки были заменены сенсорными, якобы более удобными. При этом Мелани Лиммер, начальник отдела разработки электроники для новой модели, прямо отметила, что отказ от кнопок в пользу сенсорных экранов был связан с тем, что «все больше и больше людей начинают использовать функции смартфонов».

Казалось бы, после подобного утверждения представителя одной из ведущих марок мира, которая всегда была условно-консервативной в процессе внедрения модных инноваций, в данном вопросе пора поставить точку. Однако менее чем через год компания Honda презентовала свой обновленный компакт Jazz/Fit, в который для управления некоторыми функциями, например, климатической системой, вернули физические клавиши и крутилки.

Такеки Танака, руководитель проекта Honda Jazz, объяснил это решение стремлением марки минимизировать потерю внимания водителя, когда тот отвлекается на включение печки или кондиционера.

Понять, насколько более удобна та или иная форма исполнения органов управления, японцам оказалось несложно – они просто опросили своих клиентов, пользовавшихся Honda Jazz в старом и новом исполнениях (о том, почему в Стране восходящего солнца так часто меняют машины, можно почитать здесь). Оказалось, что с физической крутилкой климат-система может быть настроена водителем вслепую в отличие от сенсора, на который приходилось отвлекаться из-за трудности интуитивной работы.

Комплексное исследование

Поскольку вопрос «противостояния» кнопок и сенсоров назревал давно и не получил однозначного ответа, за разрешение конфликта взялись независимые ресурсы. Так, шведское издание Vi Bilägare решило выяснить, действительно ли сенсорные дисплеи уступают в удобстве физическим аналогам. Причем специалисты данного ресурса не стали полагаться на опросы и субъективные мнения, а провели исследование, зафиксировав время, которое водители тратят на управление различными функциями…

Для исследования шведами было отобрано одиннадцать современных автомобилей с сенсорными мультимедийными системами, а их соперником стал Volvo V70 2005 года выпуска. Представителей контрольной группы попросили сесть за руль каждого авто и выполнить серию простых действий во время езды: активировать подогрев сидений, увеличить температуру в салоне на два градуса, включить обогрев лобового стекла, найти вещание конкретной радиостанции и обнулить настройки навигатора. Все это добровольцы делали не вслепую – перед началом испытаний им разрешили ознакомиться с функционалом каждой машины.

Возможно, это удивит адептов современного автопрома, но в седане Volvo, которому уже стукнуло 17 лет, выполнение всех указанных выше задач заняло у водителей лишь 10 секунд. Автомобиль при этом двигался со скоростью 110 км/ч и за время, потраченное на испытания, успел преодолеть около 300 метров. Из новых машин лучшие результаты показали Dacia Sandero (13,5 секунды) и Volvo C40 (13,7 секунды).

В остальных машинах сенсорные органы управления оказались гораздо менее удобными. Среди них худшим стал тачскрин кроссовера MG Marvel R, водитель которого потратил 44,9 секунды, чтобы выполнить все необходимые настройки. Причем за это время автомобиль одолел 1,3 км.

Чуть лучшими показателями отметились современные авто, в которых наименьшее количество функций было вшито в информационно-развлекательную систему. Практика показала, что чем их больше, тем сложнее ими оперировать. Хотя в оформлении салона электрического «паркетника» BMW iX присутствовали и аналоговые кнопки, управление этой машиной оказалось одним из самых сложных – на выполнение всех задач испытуемый потратил 30,4 секунды.

В среднем у водителей современных автомобилей уходило 24,7 секунды на выполнение необходимых действий, то есть практически в два с половиной раза больше времени, чем тот же объем задач в машине с аналоговыми органами управления. Таким способом было наглядно продемонстрировано, что традиционные кнопки и переключатели позволяют водителю лучше интуитивно ориентироваться за рулем благодаря осязанию, тогда как в случае с экранами ему приходится периодически отвлекаться от дороги и тратить больше времени, чтобы задействовать конкретный функционал.

Ответ из транспортного цеха

К аналогичному выводу пришли и представители дизайн-отделов некоторых автокомпаний. Однако главным их мотивом является внешняя эстетика сенсоров. К примеру, в DS Automobiles – премиальном суббренде Citroёn хотят отказаться от каких-либо экранов в оформлении интерьеров будущих моделей. Шеф-дизайнер DS Тьерри Метроз открыто заявил, что не собирается придерживаться современного тренда на увеличение количества дисплеев и объединение приборной панели и системы мультимедиа в единый орган управления. Задача, поставленная Метрозом всему отделу дизайна марки, сводится к полному отказу от некрасивых и глупых цифровых дисплеев.

«Проблема в том, что выключенный экран превращается в черную прямоугольную поверхность со множеством отпечатков пальцев. Это не выглядит ни сексуально, ни роскошно», – высказал свое мнение дизайнер на этот счет. 

При этом Тьерри Метроз осознает необходимость отображения всей нужной информации для водителя. В настоящий момент в DS ищут способ сделать это без цифровых дисплеев: их новая технология должна быть менее навязчивой и вызывать ощущение спокойствия при управлении.

Дизайнер интерьеров подразделения BMW i Маттиас Юнгханс убежден, что популярности огромных дисплеев в автомобилях в ближайшем будущем и вовсе придет конец. Специалист считает, что тренд, внедренный в массовое сознание потребителей через Tesla Model S, где все системы выведены на центральный экран мультимедиа, останется в прошлом, а вместо «черных стеклянных поверхностей» в автомобилях начнут применяться технологии, способные решать те же задачи.

Юнгханс высказал предположение, что системы, работающие на основе искусственного интеллекта, смогут выполнять больше функций, в том числе посредством голосового управления. Экраны же, главенствующие в оформлении центральной панели современных автомобилей, наоборот, вскоре вновь начнут уменьшаться, а то и вовсе применяться лишь в случае необходимости.

С представителем BMW оказались солидарны и другие дизайнеры. Так, Конни Бломме из Polestar уверен, что тенденция на большие дисплеи достигла своего пика, интерес к ним вскоре начнет спадать. Бломме отметил, что люди в автомобилях чаще любуются видами, чем экранами.

***

Как видим, далеко не каждая инновация выдерживает проверку временем. И пока автомобиль управляется человеком, органы управления должны физически ощущаться – это значительно удобнее и не отвлекает от дороги. Если вы считаете иначе, поделитесь своим мнением в комментариях.


02.11.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов