Какими были советские дома на колесах

В предыдущем материале, посвященном такой экзотической теме, как автотуризм в СССР, речь в основном шла об экспериментальных автоприцепах либо сверхвместительных палатках вроде знаменитого «Скифа». Сегодня мы расскажем о полноценных кемперах, выпускавшихся серийно на мощностях различных советских предприятий.

Какими были советские дома на колесах

Дача на воде

Как многие знают, нет предела совершенству. Для автолюбителей времен СССР данный принцип был особенно актуальным. К примеру, для тех из них, кому удавалось достать дефицитный и недешевый прицеп «Скиф», новым предметом мечтаний была лодка-прицеп «Дон», выполнявшая функцию не только плавсредства, но и моторизированной дачи.

Серийное производство лодки-прицепа началось в 1978 году на Горьковском авиационном заводе имени Орджоникидзе. Благодаря дюралевому понтонному корпусу и жесткой тентовой надстройке «Дон» являлся поистине уникальным техническим средством. Очень ёмко о его назначении рассказывала советская периодика:

«Лодка «Дон» хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу, или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача – моторная лодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л.с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно – в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника».

В положении «дача» это был двухкомнатный кемпер на четырех человек. Что касается транспортировки «Дона», то он подходил практически всем советским легковым машинам, кроме «запорожца». Вес лодки-прицепа достигал 267 кг, а стоимость – порядка 2000 полновесных советских рублей. В первый год производства было выпущено 500 экземпляров такого кемпера.

Кабина вертолета 

В 1990 году, перед самым распадом СССР, Ростовское вертолетное производственное объединение наладило выпуск автоприцепов-дач. Модель называлась 8120А, а ее корпус полностью состоял из алюминиевых листов, приклепанных к металлическому каркасу!

Благодаря трапециевидной форме крыши прицеп имел приемлемую обтекаемость кузова и позволял взрослому человеку средней комплекции находиться в нем в полный рост. Что касается внутреннего убранства, то мобильная дача 8120А могла предложить все необходимое для жизни: умывальник, газовую плиту, комплект ниш и шкафчиков для разного скарба. Причем все это было сделано из алюминия и намертво прикручено к корпусу изнутри.

В электрике прицепа даже предусматривался понижающий трансформатор на 1000 Вт! Обеденная зона при необходимости трансформировалась в довольно вместительную спальню, в которой удручал лишь унылый декор стен (заводское окрашивание).

Хотя прицеп без груза весил всего 560 кг, он был оборудован накатным тормозом. Любопытно, но шасси тележки имело также апгрейд в виде блокировки тормоза для движения задним ходом! Независимая подвеска – из «жигулёвских» комплектующих.

Выпускался прицеп-дача в 1990-1997 годах. Производство пришлось на время распада СССР и, естественно, прекратилось. Всего было выпущено 1200 прицепов. Стоимость в 1990 году была 6800 советских рублей. Для сравнения: ВАЗ-2101 стоил 7200 рублей.

Гримерка киношников 

В 1991 году на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132, лицензионной копии югославской «Адрии». Внутри трейлера имелись четыре спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и мойкой.

При этом и умывальник, и мойку в МАЗ-8132-011 снабдили водяными насосами производительностью около 4 л в минуту. Они работали на стоянках от сети с напряжением 220 вольт или в пути от 12-вольтового аккумулятора. Мебель, к слову, внутри была модульная, из плит МДФ.

Несмотря на то что выпуск прицепов-дач пришелся на самый распад Советского Союза, за такими прицепами выстраивались очереди. Правда, выпускающее их предприятие было переименовано в «Туртранс», представлявший собой нечто вроде крупного кооператива. А сам прицеп получил узнаваемое наименование «Купава-350».

Данное транспортное средство как нельзя лучше отвечало потребностям изменившегося времени: его легко было приспособить и под бытовые нужды, и под передвижной ларек. А еще коренные минчане помнят, как вереница таких прицепов выстраивалась в местах съемок кинофильмов. Такое, к слову, и сейчас практикуется…

Модульное авто

ВАЗ-2121 «Нива» на проверку оказался отличным транспортным средством для выезда на природу и путешествий по пересеченной местности. На полдня такие поездки совершать нелепо – вся их прелесть в ночевках и длительном времяпровождении вдали от цивилизации. Тут-то и вскрылся главный недостаток «Нивы» – ночевать в ней было некомфортно. Исправить его 30 лет назад взялась литовская фирма Auviga, создав уникальную модификацию автодома.

Раймундас Петраускас долго работал инженером в конструкторском бюро АВТОВАЗа, а после увольнения решил основать собственную компанию – «Завод автомобильных караванов» (AUtomobiliny VIu GAmykla, что сокращенно читалось, как AUVIGA). Он-то и предложил создать модульную конструкцию на базе «Нивы» для туристов и путешественников.

За основу проекта была взята короткобазная «Нива», из которой сделали двухместный автомобиль-тягач, способный перевозить специальный прицеп-кемпер, разработанный для этого авто. Предлагаемая надстройка имела собственную колесную ось, которая крепилась к машине с помощью болтового соединения, обеспечивала легкую расстыковку и комплектовалась специальными стойками, чтобы автодом можно было установить в кемпинге отдельно от машины.

Сам кемпер оснащался удобной кроватью, имел обеденную зону, шкафчики для вещей, газовую плиту и умывальник. К сожалению, из-за высокой стоимости автодом не пользовался большим спросом среди автолюбителей. А когда в 1991 году Литва стала независимой, компания Auviga потеряла свой основной рынок сбыта, после чего проект был закрыт.


11.06.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 036 775
Запчастей
48 272
Шин
34979
Продавцов