Какие неправильные действия уничтожают катализатор

И что можно сделать самостоятельно, чтобы он не вышел из строя

Не все автолюбители знают, что такое катализатор и для чего он нужен автомобилю. Тем более не все понимают, что нужно делать самостоятельно, чтобы не уничтожить этот агрегат.

Какие неправильные действия уничтожают катализатор

Каталитический нейтрализатор сегодня есть почти во всех моделях автомобилей. Его предназначение – предотвращать выброс вредных веществ в атмосферу, а достигается это за счет уничтожения несгоревших частиц топлива. Говоря понятным языком цифр, это и есть тот самый Евро-4 и Евро-5 – международный стандарт качества топлива и количества вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу.

С 2005 года в странах ЕС все автомобили по умолчанию выпускаются по стандарту Евро-5. В Беларуси это пока еще не «обязаловка», но весь мир активно идет именно в сторону ужесточения требований по экологии. Рано или поздно это коснется и автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране.

Нежные «соты» катализатора

Каталитический нейтрализатор – это элемент выхлопной системы. Его задача – нейтрализовать продукты сгорания бензина: окиси азота, канцерогенные углеводороды и сажу. В идеале благодаря правильной работе катализатора несгоревшие вещества принудительно дожигаются до практически бесследного состояния.

В разрезе катализатор автомобиля похож на пчелиные соты. Специальная керамика, из которой они изготовлены (тонкий слой редкоземельных и благородных металлов), может спокойно выдержать 850°С (химические процесс начинается уже с температуры 250-300°С). Но из-за принципа работы, а это постоянно происходящие маленькие взрывы, которые и уничтожают несгоревшие частицы, ячейки рано или поздно приходят в негодность. Поскольку катализатор – вещь монолитная, заменить ячейки не получится – только целиком все устройство. А стоит оно немало, вот почему так важно вовремя следить за его работой.

Если у вас дизель, то вместе с катализатором работает еще и сажевый фильтр. Сейчас можно встретить катализаторы разных модификаций – химические, металлические (самые дорогие, которые, как правило, служат дольше остальных), керамические (самые распространенные, но довольно хрупкие, особенно если условия эксплуатации – сплошь дороги по пересеченной местности) и магнитострикционные. Различий в плане качества работы особых нет – все они плюс-минус четко работают в рамках европейских норм очистки выхлопных газов.

Первые признаки грядущих проблем

Доживающий последние дни катализатор укажет на это дребезжащим звуком, а автомобиль подскажет потерей динамики при разгоне. Особенно ощутимы провалы на низких оборотах. Если стали чаще заправляться, это тоже сигнал. Не реагировать на эти признаки – значит сильно рисковать.

Если мы говорим о неработающем катализаторе, то нужно понимать, к чему это приводит: есть риск, что керамические «соты» спекутся в гранулы или разобьются в пыль, всё это попадёт в цилиндры – и пиши пропало. Бывали случаи, когда катализатор разваливался в процесс эксплуатации и его просто выдувало в выхлопную трубу (речь об автомобилях Solaris и Rio, катализаторы которых ходят менее 100 тыс. км).

Испортить катализатор может и банальный перепад температур, когда после долгого путешествия по трассе вы решаете помыть машину. Бывали случаи, когда керамика просто трескалась, причем речь о новой машине с небольшим пробегом. Если катализатор всё, двигатель может не запуститься вовсе. Но даже все эти признаки не дают 100-процентной гарантии выхода из строя именно катализатора, убедиться в этом можно, только пройдя тест на количество вредных выбросов в выхлопе.

Продлеваем жизнь катализатору

Чтобы катализатор работал дольше, нужно учитывать несколько факторов.

Первый и самый важный – качество топлива. Чем выше – тем лучше. Недопустимо использовать этилированный бензин.

Второй момент – как можно меньше ездите с минимальным уровнем топлива в баке. Не доводите до нуля, заправляйтесь раньше. Если вы будете делать это чаще, катализатор вам только спасибо скажет. Не забывайте, что ездить на последнем издыхании – это еще и «убивать» топливный фильтр. Оно вам надо?

И обязательно своевременно меняйте свечи зажигания. В дизельных машинах при постоянной езде в пробках сильно снижается ресурс сажевого фильтра.

16.09.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 856 444
Запчастей
55 203
Шин
37879
Продавцов