Как продлить рабочий ресурс ведущего моста

Основные проблемы и профилактика

Мост в автомобиле объединяет между собой два колеса на одной оси, соединяя их с кузовом, а если мост ведущий, то передает на колеса крутящий момент при разгоне и тормозное усилие при торможении. Легко сообразить, что при отсутствии этого агрегата машина попросту никуда не поедет, а при его неисправности езда будет максимально некомфортной. Чтобы избежать этого, нужно проводить регулярное ТО мостов и периодически устранять типичные неисправности.


Как продлить рабочий ресурс ведущего моста

Устройство агрегата

Автомобильный мост, особенно ведущий, представляет собой сложный узел, состоящий из множества деталей различной функциональности. Так, в картере ведущего моста расположены главная пара, дифференциал и полуоси. Отдельно отметим, что мост принимает на себя все вертикальные, поперечные и продольные нагрузки, которые гасятся упругими элементами подвески (пружинами или рессорами).

Как уже говорилось выше, мост в автомобиле не имеет жесткой связи с кузовом или рамой и соединяется с ними при помощи рессор с реактивными тягами или рычагов с пружинами в зависимости от конструкции той или иной модели авто.

По типу автомобильные мосты делятся на ведущие, управляемые, управляемые ведущие и поддерживающие.

В свою очередь ведущие мосты бывают передними, задними и промежуточными. Они также делятся на неразрезные и разрезные в зависимости от типа подвески. Если автомобиль оснащен независимой подвеской, ведущий мост делается разрезным, а в случае с зависимой подвеской мост, как правило, неразрезной.

На легковых автомобилях классической компоновки ведущий мост бывает передним или задним, на полноприводных авто ведущими являются оба моста.

Основные различия

Управляемый мост

Когда речь идет об управляемом мосте, в подавляющем большинстве случаев имеется в виду передний мост автомобиля с задним или полным приводом. Однако у автомобилей специального назначения (автомобили коммунальных служб, сельскохозяйственная колесная техника, погрузчики др.) передний мост может быть ведущим, а задний – управляемым.

Управляемый мост автомобиля бывает как разрезным, так и неразрезным.

Последний представляет собой балку с поворотными кулаками на концах, обеспечивающими возможность поворота управляемых колес при движении автомобиля. На цапфах (часть, на которой находится опора) поворотных кулаков крепятся через ступицы управляемые колеса.

В данном случае балка моста одновременно должна быть легкой, прочной и жесткой. Таким качествам лучше всего соответствуют кованые стальные балки двутаврового сечения. На балке предусмотрены опорные площадки для крепления элементов подвески.

Балка в своей средней части выгнута вниз, чтобы расположить двигатель как можно ниже, что позволяет сместить центр тяжести для повышения устойчивости автомобиля.

Разрезной мост – это закрепленный на подрамнике редуктор с приводными валами, передающими крутящий момент колесам. Независимая подвеска здесь соединяется с поворотными кулаками, как это встречается у переднеприводных автомобилей. Управляемые колеса, прикрепленные к ступицам, в данном случае могут поворачиваться вместе со стойками, обеспечивая автомобилю возможность маневрировать.

Поддерживающий мост

Поддерживающий мост применяется в качестве промежуточного для повышения грузоподъемности автомобиля и служит дополнительным элементом в схеме распределения вертикальной нагрузки на раму или несущий кузов. Такой мост выглядит как  оснащенная подвеской прямая балка, на концах которой смонтированы колеса. Поддерживающие мосты широко применяются в крупных и тяжелых полуприцепах и прицепах для легковых автомобилей и пикапов, а еще в кемперах и домах на колесах.

Неразрезной ведущий мост

Конструктивно такой мост выпускается в виде пустотелой балки для размещения в ней узлов трансмиссии: дифференциала, главной пары и полуосей, являющихся приводом к ведущим колесам автомобиля. На концах балки обычно установлены подшипники полуосей, смонтированы фланцы для крепления опорных дисков и тормозных механизмов. На теле предусмотрены площадки под крепления рессор или пружин, а также кронштейны для соединения с подвеской.

Назначение ведущего моста заключается в изменении подведенного крутящего момента и передаче его под прямым углом на ведущие колеса. При прохождении поворота ведущий мост дает возможность ведущим колесам автомобиля вращаться с различными скоростями. Мост передает тяговое усилие и реактивный момент к раме или несущему кузову автомобиля от ведущих колес, а также воспринимает силу веса и боковые реакции при движении автомобиля в повороте.

Конструкция неразрезного заднего моста

Задний мост автомобиля состоит из таких элементов, как картер заднего моста, дифференциал, главная передача и полуоси привода колес. Картер здесь служит для установки необходимых узлов с их заданным взаимным расположением, передающих крутящий момент к ведущим колесам. Вместе с тем картер заднего моста одновременно является элементом подвески задних колес, воспринимающим через нее вес автомобиля, приходящийся на колеса.

Картер заднего моста выполнен методом штамповки. На концах картера запрессованы и приварены стальные кованые фланцы, которые окончательно обрабатываются после сварки. Они имеют специальные гнезда для установки подшипников полуосей и резьбы для крепления тормозного щита.

В средней части картера моста имеется отверстие для установки редуктора заднего моста (главная передача), а сзади это отверстие закрыто штампованной приваренной крышкой. В крышке расположено маслозаливное отверстие под резьбовую пробку. Снизу картера имеется отверстие для слива масла, которое также закрывается резьбовой пробкой. Обычно в пробке присутствует магнитный элемент для сбора металлических продуктов износа, которые удаляются оттуда при смене масла в редукторе.

Подводимое к заднему мосту усилие (крутящий момент) от двигателя через карданную передачу увеличивается главной передачей в редукторе. Помимо этого, последняя изменяет положение оси вращения на 90° посредством передачи момента через шестерни дифференциала на полуоси.

Полуоси обычно производятся из углеродистой стали 40 и по всей длине закалены ТВЧ для придания им упругих свойств и увеличения их прочности. На концах полуоси имеются отлитые воедино с ней фланцы, к которым крепятся тормозные механизмы и колеса. Внутренняя часть полуоси имеет накатанные шлицы, входящие в зацепление с шестернями дифференциала.

Основные признаки, что мост нуждается в ремонте

Ремонт ведущего переднего или заднего моста производится при:

• шумах, ударах во время движения;
• загрязнении масла редуктора, износе сальников и прокладок;
• шумах в подшипниках и шестернях;
• ослаблении затяжки болтов моста;
• заедании ведущей пары заднего моста;
• заклинивании в трансмиссии, невозможности тронуться;
• поломке шпилек, проблемах крепления фланца полуоси;
• потере герметичности фланцев, протекании масла.

Как правило, первыми страдают от износа при активной эксплуатации автомобиля чулки передних и задних мостов. Но чтобы понять, что данный элемент нуждается в замене, сначала необходим визуальный осмотр при появлении симптомов неисправности. Для этого требуется полный демонтаж всей оси, ручника и тормозов. Затем отсоединяются редуктор и кардан, а также тяги и амортизаторы. Снимаются датчики ABS, демонтируются пружины, после чего можно отсоединить чулок и заменить его при необходимости.

Также не представляется возможным визуально определить, является ли мост полностью ровным. Вероятность деформации особенно велика, если машина попадала в серьезное ДТП. При установке моста с неровностями вероятна потеря баланса соосности автомобиля.

Кроме того, многие сбои в сопрягаемых элементах вызывают цепь критических поломок. Чтобы избежать этого, важно проводить своевременное ТО мостов и всей ходовой части автомобиля.

Также не редкость повреждения шестерен мостов, которые крайне сложно осмотреть в гаражных условиях. Нужно быть крайне осторожным, если необходимо снятие главной пары шестерен. Они подвержены коррозийным воздействиям, если оставить их на длительное время в неподходящих условиях. Часто можно наблюдать, как мосты хранят на поддонах на улице. Такое отношение гарантирует разрушение материала в будущем.

Часто встречающейся неисправностью является потеря герметичности в картере моста, при которой происходит протечка масла. Падение уровня масла может сопровождаться шумами в агрегате, даже завываниями. Подтеки могут быть как явными, так и не очень заметными, поскольку многие виды машин в своих эксплуатационных условиях подвержены сильному загрязнению днища. Проблемы с потерей герметичности могут быть связаны с крышкой или сальником картера.

Чаще всего при таких проявлениях происходит замена этих элементов и заливка масла с помощью специального устройства до нужного уровня. Если не сделать этого вовремя, то вероятны скорые поломки в сопрягаемых элементах, вплоть до необратимых последствий (замены всего агрегата или его узла).

Одной из распространенных неисправностей, вызванных падением уровня масла, является поломка подшипников и других сопрягаемых элементов. Такие износы можно легко заметить визуально. Они могут проявиться на любых поверхностях как внутренней обоймы, так и на внешних сторонах детали. Установка новых подшипников должна производиться с использованием специального оборудования. При их замене также следует соблюдать технические требования для каждого конкретного автомобиля.

***

Основных причин возникновения неисправности данного агрегата может быть несколько, но все они прозаичны как дождливый вечер. Это регулярные высокие ударные нагрузки на мост в автомобиле, простаивание либо долгое нахождения транспортного средства в сыром месте, игнорирование технического обслуживания агрегата, а также технически неудачные решения, принятые заводом-изготовителем. Старайтесь избегать всех озвученных нарушений при эксплуатации автомобиля, не пренебрегайте ТО, а перед покупкой машины заранее почитайте обо всех ее технических недостатках. Придерживаясь этих нехитрых правил, можно надолго забыть о неприятностях, которые доставляют неисправные мосты автомобиля, и избавить себя от дорогостоящего ремонта.

26.06.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 942 808
Запчастей
47 984
Шин
36315
Продавцов