Неправильная «прокачка» автомобильной сети. Как не сжечь свою машину
Современные авто могут похвастать неплохим уровнем комфорта. Но автолюбители всегда найдут, как улучшить транспортное средство, благо способов для этого много. При этом горожанам вряд ли нужен в салоне электрочайник или сверхмощный отопитель, тогда как адепты дальних поездок запросто могут дооснастить своего «железного коня» внушительным арсеналом бытовых приборов. Часть таких устройств может работать от автомобильного прикуривателя, а вот неправильное подключение других чревато проблемами…

Зачем в машине инвертор?
Вряд ли современный пользователь китайских интернет-магазинов задумается о назначении такого мудреного элемента, как преобразователь напряжения. Однако инвертор необходим для корректной работы подключаемого оборудования, которое не может функционировать, если его запитать от автомобильной низковольтной сети.
Если вы захотите взять с собой в дорогу, к примеру, мощный ноутбук, электробритву или другую бытовую технику, которая работает от сети переменного тока с напряжением 220 В, вам просто необходимо будет предусмотреть источник для ее питания, так как автомобильный аккумулятор в состоянии предоставить лишь постоянный ток низкого напряжения 12(24) В.

Инвертор – это устройство, предназначенное для преобразования входного постоянного напряжения (DC) 12(24) В в переменное напряжение (AC) 220 В с частотой 50 Гц на выходе. Такие устройства по типу выходного напряжения можно разделить на две группы: преобразователи с «чистым» синусом и преобразователи с выходным напряжением упрощенного вида (модифицированным синусом). Первые имеют на выходе переменное гармоническое напряжение амплитудой 310 В, среднеквадратичным (действующим) значением 220 В и частотой 50 Гц. Их главным достоинством является максимально качественное выходное напряжение, а из недостатков стоит отметить высокую цену, большие габариты и массу, меньший КПД. Такие инверторы в основном используются в спецтехнике (мобильных лабораториях, каретах скорой помощи, телекоммуникационных автобусах), где синусоида принципиально важна.
Вторые имеют на выходе переменное прямоугольное напряжение амплитудой 310 В, среднеквадратичным (действующим) значением 220 В и частотой 50 Гц, хотя в некоторых дешевых преобразователях выходное напряжение может сильно отличаться от эквивалентного синусу.

Стоит отметить, что подавляющее большинство приборов, предназначенных для работы от сети 220 В, допускает использование переменного напряжения упрощенной формы сигнала без каких-либо последствий. Однако для тех приборов, в составе которых применяются импульсные блоки питания (современные телевизоры, компьютеры, зарядные устройства и т.д.), такое напряжение предпочтительнее.
Главным критерием при выборе автомобильного инвертора является необходимая мощность. Чтобы запитать от него нужное устройство, мощность преобразователя должна быть равной или выше мощности подключаемого гаджета.

Современные инверторы для автомобилей имеют мощность от 50 Вт и выше. Тогда как все электроприборы можно разделить на две группы: те, у которых стартовая мощность не превосходит номинальную (телевизоры, компьютеры, энергосберегающие лампы, нагреватели, а также инструменты с двигателями коллекторного типа (дрели, отрезные машинки, рубанки и т.д.), потребляющими номинальную мощность только в момент прикладывания нагрузки и включении); и те, при включении и в начале работы которых кратковременная мощность потребления, она же «пиковая стартовая нагрузка», в несколько раз превышает номинальную мощность (лампы накаливания, холодильники, насосы, компрессоры).
Для приборов первой группы следует выбирать преобразователи напряжения с максимально допустимой мощностью, немного превышающей номинальную мощность устройства.

Приборы второй группы необходимо подключать к преобразователю напряжения с максимально допустимой мощностью, значительно превышающей номинальную мощность прибора.
При установке инверторов следует придерживаться ряда простых правил. Так, преобразователь напряжения должен располагаться в сухом незагрязненном месте вдали от источников горячего воздуха и других тепловых излучений. Нельзя располагать подключаемые предметы на преобразователе или вблизи его вентиляционного отверстия. Подключая инвертор к бортовой сети автомобиля, необходимо строго соблюдать полярность: неправильное подключение как минимум приведет к выгоранию плавкого предохранителя на входе инвертора, а в худшем случае – к повреждению и выгоранию бортовой сети автомобиля.
По той же причине не следует подключать преобразователь напряжения, рассчитанный на выходное напряжение 12 В, к электропроводке автомобиля (грузовика, лодки), имеющей напряжение 24 В, и наоборот. Нельзя соединять (запараллеливать) выходы двух или более преобразователей напряжения. Соединять выходную розетку преобразователя с промышленной сетью 220 В переменного тока также запрещено.
Еще важно помнить, что автомобильный генератор и аккумулятор не являются электростанцией, следовательно, возможности их ограничены. Так, слишком большой ток потребления может не только значительно снизить время автономной работы АКБ, но и вывести аккумулятор из строя (некоторые виды батарей даже могут взорваться).
Один на всех
Автомобильный прикуриватель давно перестал использоваться по назначению. Навигатор, радар-детектор, видеорегистратор – святая троица устройств, запитанная от него. Добавим сюда зарядку для смартфона/планшета, FM-трансмиттер и электроодеяла на кресла в машинах, где нет обогрева сидений, – получаем стандартный набор устройств, скрашивающих будни большинства автовладельцев, проводящих за рулем большую часть рабочего времени. И не беда, что гнездо прикуривателя по умолчанию рассчитано всего на один прибор, – на этот случай предусмотрен целый ворох разветвителей и тройников, было бы что подключать…

Увы, среднестатистический автолюбитель редко вспоминает о том, что гнездо прикуривателя имеет ограниченную мощность и не является бытовой розеткой, а значит, подключать в него все, что вздумается, опасно. В большинстве автомобилей производители устанавливают на прикуриватель предохранитель на 10 А, хотя бывают предохранители и на 30 А. Таким образом, максимальная мощность прибора, подключенного к прикуривателю, не должна превышать 120-360 Вт.
Превышение этого порога грозит коротким замыканием бортовой сети и даже возгоранием самого автомобиля. Подумайте об этом, если приборная панель вашей машины уже похожа на распродажу бытовой электроники, – в случае неприятностей страховая компания вряд ли будет на вашей стороне, а поддержку со стороны производителя авто вы точно не найдете. К примеру, вот что по этому поводу думают инженеры Honda Motor:

«Штатный прикуриватель автомобиля, его электрическая схема с проводами и защитным устройством (предохранителем) рассчитаны на кратковременное протекание тока. Подключение какого-либо постороннего устройства на длительное время может привести к тепловому старению проводников прикуривателя, но при этом предохранитель, отвечающий за аварийное отключение от электросети автомобиля, не сработает, так как сила тока, протекающая к потребителю, меньше рассчитанной для штатного прикуривателя».
Из Китая с любовью
Большинство популярных сегодня автомобильных гаджетов сделано в Китае. Как правило, они довольно низкого качества и могут быть опасны в использовании. Поэтому нужно проявлять особое внимание, выбирая что-нибудь из подобных устройств. Причем оставлять их в машине подключенными в прикуриватель или другие автомобильные розетки без присмотра себе дороже. Если гаджет сломается после нескольких дней использования – это полбеды, куда хуже, когда такой прибор станет причиной короткого замыкания и возгорания в автомобиле.

Например, если вы собираетесь пользоваться компрессором для подкачки колес, то стоит отсоединить от прикуривателя все остальные приборы во избежание перегрузки. Повторимся: сама конструкция гнезда прикуривателя плохо подходит для использования в качестве розетки, поскольку рассчитывалась для кратковременного применения. Не менее опасны накидки на сиденья с подогревом – некачественно спаянные провода могут искрить и стать источником возгорания.

***
Не вдаваясь глубоко в схемы электропроводки вашего авто, мы попытались в общих чертах донести опасность подключения к его бортовой сети некачественных гаджетов. Поэтому, если вы не хотите однажды найти на своем парковочном месте сгоревший остов, возьмите на вооружение несколько советов:
• всегда покупайте качественные устройства для подключения. Качественный видеорегистратор по умолчанию не может стоить копейки, поэтому во избежание лишних проблем выбирайте гаджет выше среднего порога рыночной стоимости;
• если все же используете прикуриватель, позаботьтесь о его дополнительной защите;
• не пользуйтесь разветвителями, чтобы подключить в гнездо прикуривателя несколько устройств;
• если решились внедрить в проводку своего авто силовой кабель, не делайте это самостоятельно, особенно если не уверены в своих силах. Доверьте дело автоэлектрику, который умеет читать схемы и не станет запитываться от случайного провода. В противном случае системы вашей машины могут работать некорректно;
• используйте провода того же сечения, что применил в вашем авто изготовитель;
• все провода и блоки, установленные на авто изготовителем, имеют защиту от атмосферных воздействий. А установленные девайсы могут не иметь такой защиты, что может привести к окислению, коррозии и, следовательно, к короткому замыканию и/или возгоранию;
• если ваш автомобиль находится на гарантии, даже при плановом ТО обязательно снимите подключаемое оборудование и девайсы, установленные не у дилера, иначе можете полностью «слететь» с гарантии.
27.01.2022