Дилемма с мотором: греть или не греть

Стоит ли запускать двигатель «на холодную»

Короткая оттепель, похоже, закончилась, в свои права опять вернулась зима. А с ней – и расхожие правила эксплуатации автомобиля в зимний период. Поэтому даже в легкий мороз перед автовладельцами встает вопрос: стоит ли прогревать двигатель перед первой за день поездкой? Давайте разбираться…

Дилемма с мотором: греть или не греть

Миф или реальность?

Многие владельцы современных моделей машин почему-то уверены, что различные мудреные ухищрения, якобы полезные в эксплуатации транспортного средства, остались в далекой древности вместе с «копейками», «москвичами» и пр. Мол, чего хорошего можно было ожидать от древней советской техники? При этом производители современных иномарок также пишут в руководствах по эксплуатации своих авто, что греть моторы сегодня излишняя предосторожность.

Примечание: сразу скажем, что речь дальше пойдет об авто с ДВС, а не об электромобилях.

Однако двигатель, к примеру, того же BMW Х5 концептуально близок с силовыми агрегатами советского автопрома. В обоих случаях поршни моторов работают по одному алгоритму: их рабочая поверхность быстро нагреваются от тепла, в отличие от зоны канавок, контактирующих с холодными цилиндрами. Из-за этого в моторах возникают большие перепады температур и, следовательно, запредельные напряжения. Поэтому лихой старт из сугроба на непрогретом двигателе или резкий обгон нерасторопного соседа по полосе чреват сокращением его ресурса.

Мнение специалиста

О вреде холодного старта двигателя исчерпывающе высказался доктор Энди Рэндольф – человек, на протяжении всей жизни создававший и оптимизировавший гоночные моторы в компании ECR Engines, специализацией которой является разработка силовых агрегатов для болидов NASCAR.

Доктор Рэндольф, как и советские инженеры в свое время, опытным путем доказал, что «холодные» двигатели страдают от двух проблем, первой из которых является загустение смазочных материалов. Даже современные «мультивискозные» типы моторных масел, которые получают путем смешивания составов с низкой и высокой вязкостью, разработанные для работы как в холодную, так и в теплую погоду, не способны сопротивляться низким температурам и густеют на холоде.

Вязкое масло, в свою очередь, не может поступать в наиболее узкие масляные каналы в двигателе, что приводит к масляному голоданию некоторых вращающихся компонентов мотора и поршневой группы. Такое положение сохраняется до тех пор, пока температура металла и жидкостей не начнет повышаться.

В дополнение к этому масляный насос может начать работать в условии кавитации (кавитация – разрушительный для механики процесс образования и последующего схлопывания пузырьков в потоке жидкости) со стороны впуска, что препятствует созданию необходимого давления.

Чугун против алюминия

Второй важной проблемой Энди Рэндольф назвал разность металлов, из которых изготавливаются компоненты современных двигателей. Как правило, блок мотора производят из алюминия, тогда как коленвал отливают из чугуна, а маслосъемные компрессионные кольца – из иных сплавов. А у разных материалов коэффициенты теплового расширения различаются.

Из-за этого при экстремально холодных температурах зазоры между некоторыми сопрягаемыми деталями силовой установки становятся слишком маленькими. А это делает подачу масляной пленки между трущимися деталями невозможной (к тому же коренному подшипнику, например). «Сухой» же контакт между металлическими деталями приводит к их преждевременному износу.

Что из этого следует

Вердикт инженера-моториста NASCAR в вопросе холодного пуска двигателя ничем не отличается от мнения наших дедов: холодным зимним утром лучше дать агрегату вашего авто поработать в течение нескольких минут на холостых оборотах, прежде чем вывести его под нагрузку.

Причем долго греть мотор не стоит. Маслу обычно не требуется более 3-5 минут, чтобы войти в диапазон рабочей температуры (в зависимости от марки самого масла, типа двигателя и температуры за бортом). Если на улице минус 20°С, подождите на пару минут дольше – этого будет достаточно, чтобы смазывающие материалы нагрелись и начали защищать мотор от износа.

Не забывайте также о том, что температура металла растет быстрее, чем температура жидкости. Если датчик температуры все еще показывает ноль, хотя двигатель запущен и проработал на холостых оборотах уже пару минут, знайте, что стенки блока начали разогревать масло и оно вновь обрело свою изначальную вязкость!

***

Резюмируем сказанное выше: если для вас важен рабочий ресурс мотора собственной машины, дайте ему поработать зимой пару минут без нагрузок. Затем, выехав на дорогу, двигайтесь налегке, не превышая на бензиновом двигателе 2500-3000 оборотов порядка 3-5 километров, пока показатели ДВС не выйдут на рабочие режимы. А также не экономьте на качестве смазывающих материалов. Так вы убережете силовую установку от преждевременного износа, а себя – от немалых трат на её ремонт.

10.01.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов