Что вы знаете о происхождении логотипов японских марок
Безусловно, Япония сегодня – Мекка технического прогресса, особенно в области электроники. Японские же автомобили в сознании среднестатистического водителя давно стали аналогом высокого качества, надежности и комфорта. Однако не все знают, что в первой половине ХХ века Страна восходящего солнца являлась технически отсталым государством, в котором почти полностью отсутствовала тяжелая промышленность.

Как же японцам удалось выбиться в лидеры автомобилестроения за столь короткое время? Часть этой истории содержится в логотипах их автомобильных марок.
Acura
Несмотря на довольно скромные размеры (площадь Японии составляет чуть менее 378 кв.км), в этой стране в настоящий момент существует 15 актуальных брендов. Чтобы избежать путаницы, мы будем двигаться сверху вниз по алфавиту. По этой причине имена дочерних компаний в списке будут появляться раньше материнских фирм, но надеемся, что никому данный факт глаза резать не будет.

Итак, бренд Acura был основан в 1984 году как премиальное подразделение концерна Honda, его основной покупательский контингент проживал в США. Любопытно, что именно Acura стала первым премиальным брендом из Страны восходящего солнца, вышедшим на внешние рынки.

В названии фирмы использована латинская морфема «Аку» (Acu), применяемая во многих языках мира. Она означает точность и аккуратность. В логотипе марки она выполнена в виде стилизованной под кронциркуль литеры «А». Внимательные пользователи найдут в ее исполнении много общего с логотипом материнской компании Honda.
Datsun и Daihatsu
Автомобильный бренд Datsun сформировался к 1931 году. Не вдаваясь в сложные перипетии сюжета, можно сказать, что он сыграл значительную роль в происхождении и развитии компании Nissan, со временем превратившейся в межнациональный холдинг. Первоначально данный бренд назывался иначе – Datson, читаясь как «сын DAT» (компании-инвестора того времени). Но так как в японском языке слово «son» означает «ущерб», суеверные японцы быстро сменили нарратив на sun.

Первый логотип марки представлял собой эмблему, похожую на флаг Японии. На ней в красном круге был размещен синий прямоугольник, где крупными белыми буквами писалось название бренда. После ребрендинга вместо Datsun разместили надпись Nissan, но стиль остался прежним.

В 1986-2013 годах компания не выпускала машины под маркой Datsun. Затем собственное производство снова было налажено, а логотип стал более современным. В наши дни фирменный знак выглядит как название бренда на синем овале с серебристой окантовкой. По слухам, к его созданию приложил руку лично Карлос Гон – бывший президент компаний Renault S.A и Nissan Motor Corporation.

Daihatsu – производитель микролитражных автомобилей со штаб-квартирой в Осаке. Несмотря на то что бренд был основан еще в 1907 году, собственное название он получил только в 1951-м. При создании фирменного знака Daihatsu был учтен и девиз марки: «Мы делаем это компактным». После чего на японский рынок вышли первые автомобили с лаконичным значком в виде серебристой буквы «D», заключенной в овал. В 1967 году компания начала тесное сотрудничество с Toyota, которое в 2016-м завершилось поглощением.
Honda
Логотип компании Honda, в отличие от прочих японских марок, не несет в себе скрытого смысла и завуалированной символики. Это не что иное, как латинская литера «Н», являющаяся первой в названии бренда.

Это изображение используется с 1962 года (когда был сделан первый автомобиль марки) и дошло до наших дней практически в неизменном виде. А вот история основателя бренда куда более интересна и напоминает сюжет о воплощении персональной мечты. Своим созданием марка Honda обязана будущему инженеру и автогонщику Соитиро Хонда, который бросил школу в возрасте 16 лет ради автомастерской. Набравшись опыта, он открыл собственный автосервис, а в 1938 году изобрел поршневое кольцо, после чего занимался его массовым производством.

В 1948 году Honda Motor Company получает официальную регистрацию и приступает к выпуску мототехники. Кстати, эмблема байков Honda другая и представляет собой крылатое название бренда (эволюцию логотипа можно увидеть на фото). Крылья являются отсылкой к древнегреческой Нике – богине победы. Автором идеи такой эмблемы выступил лично Соитиро Хонда.
Hino
Концерн Hino Motors – производитель грузовиков и автобусов, постоянно меняющий логотип в связи с презентацией новой продукции. Несмотря на то что с 1960-х годов он входит в состав корпорации Toyota, дизайн его фирменной эмблемы обновлялся 16 раз в соответствии с обновлением модельного ряда, но неизменной оставалась надпись Hino на красном фоне с крыльями.

В 1994 году компания произвела ребрендинг и представила новый значок: серебристую букву «H» с градиентом и закругленными внутрь концами. Таким способом бренд подчеркнул гармонию между окружающей средой и передовыми технологиями, применяемыми в производстве.
Isuzu и Infiniti
В 1928 году компания Isuzu выпустила автомобиль с логотипом в виде герба: на зелено-голубом геральдическом щите утвердились иероглиф и название бренда. Впоследствии от этой концепции дизайнеры не отходили, лишь изредка меняя цвета фона и шрифт. Но в 1974-м после получения первой солидной прибыли от сотрудничества с General Motors компания решила как-то отметить это и разработать новый стиль фирменного знака. Так появился логотип в виде двух вертикальных столбиков – стилизованное представление иероглифа, который по-японски означает слово Isuzu.

В 1991-м компания вновь сменила логотип, сделав его более лаконичным и понятным. Это было не что иное, как стилизованное, но удобочитаемое название бренда, набранное серебряным шрифтом.

В конце 1980-х небезызвестный производитель Nissan решил учредить суббренд для выпуска премиальных автомобилей. Так появился бренд Infiniti, радиаторные решетки машин которого украшает серебристый вертикальный символ. По мнению обывателей, он изображает японскую гору Фудзи. Однако в самой компании утверждают, что это стремящаяся вдаль дорога – она такая же бесконечная, как мощность и сила выпускаемых брендом автомобилей.
Mazda
В 1920-х фирма, называвшаяся Toyo Kogyo Ltd, занялась выпуском станков и мотоциклов, а спустя десятилетие освоила и сборку трехколесных грузовиков. Тогда-то и появилось известное сегодня на весь мир наименование Mazda, созвучное с фамилией создателя Дзюдзиро Мацуда. Правда, оригинальное наименование бренда символизирует зороастрийское верховное божество света Ахура-Мазда. Поэтому первый логотип компании образца 1934 года представлял собой лишь табличку с названием. В 1936-м эмблема поменялась на стилизованную латинскую «М», составленную из волнистых линий и напоминающую герб Хиросимы.

Логотип 1991 года состоит из крыльев, солнца и круга света. А современный логотип, предложенный в 1997-м дизайнером Реем Йошимарой, – очередная итерация латинской литеры «М», своеобразно вписанная в серебристую окружность. Многие пользователи, включая самих японцев, спорят, что эмблема символизирует: сову, крылатую чайку или тюльпан? Производитель же по восточному обыкновению мудро умолчал об этом…
***
Надеемся, краткий экскурс в графическую историю японского автопрома вам показался интересным. В данном материале приведена лишь половина обширного списка автопроизводителей Страны восходящего солнца. Мы, конечно, дополним его в следующих статьях!
14.06.2023