Без крыши не дует? Изучаем нюансы всесезонной эксплуатации кабриолетов

Изначально кабриолетом называлась самая простая одноосная конная повозка с откидным верхом, в которую запрягалась всего одна лошадь. Современные же автомобили-кабриолеты построены на базе усиленных кузовов серийных седанов или хэтчбеков и оснащаются складным мягким (из винила или полотна) либо жестким верхом.

Без крыши не дует? Изучаем нюансы всесезонной эксплуатации кабриолетов

Помимо эстетического удовольствия такие авто вызывают жгучий интерес, граничащий с завистью, у прохожих и предназначены для удовлетворения амбиций владельцев.

При этом кабриолет достоин всяческих проявлений словесного восхищения, но вряд среди множества эпитетов, сказанных в его адрес, прозвучит слово «практичный». Основная стихия автомобилей с таким типом кузова – залитая солнцем трасса вдоль живописного побережья, что никак не применимо к нашим широтам. Поэтому внезапная встреча с кабриолетом с задраенным верхом на зимних минских дорогах вызывает скорее недоумение, чем восторг, и больше похожа на созерцание диковинного тропического зверя в кунсткамере, варварски помещенного во враждебную для него среду. Из врожденного альтруизма и искреннего сочувствия к красоте bamper.by решил выяснить, почему круглогодичная эксплуатация кабриолета в наших погодных и дорожных условиях не самая лучшая мысль.

Уровень безопасности

Начнем с очевидного: крышу автомобильные инженеры в свое время придумали не зря, ведь она делает кузов более жестким и позволяет свести к минимуму неприятности, которые может доставить непогода (дождь, снег, град, порывистый ветер). Казалось бы, для транспортного средства XXI века такие моменты настолько очевидны, что не требуют отдельного обсуждения. Тем не менее у кабриолета уже на этом этапе начинаются проблемы.

Изначально крыши в таких авто были исключительно мягкими и предназначались для минимальной защиты от дождя и ветра, требуя при этом довольно длительной (5-10 минут) механической установки. Жесткий верх в кабриолетах бренды стали применять в конце 1990-х годов, причем «раскрывался» он по нажатию кнопки автоматически, превращая авто в полноценное купе. К данным ТС относятся модели Peugeot 206 CC и Mercedes-Benz SLK.

Такой ход позволил кабриолету хоть как-то сочетаться с практичностью, хотя в сложенном виде жесткая крыша полностью занимала багажный отсек. Но необходимого уровня безопасности, который обеспечивает стационарный верх простого седана, даже в этом случае производителям достичь не удалось.

Основная силовая нагрузка в кузове современного кабриолета приходится на стойки лобового стекла, двери и днище. Первые выполняются из особо мощных стальных труб со стенками толщиной 4-5 мм и вкупе с особыми выстреливающими вверх боковыми айрбэгами обеспечивают неплохую защиту передних пассажиров даже при опрокидывании. В дверях кабриолета установлены высокопрочные поперечные брусья, не позволяющие кузову сложиться даже при мощном фронтальном ударе. Свою роль в этом также играет днище ТС, выполненное из штампованных листов более прочной стали и усиленное при помощи специальных растяжек.

Ахиллесовой пятой в этой конструкции является корма, на первый взгляд ничем не защищенная и сулящая смертельные травмы задним пассажирам, если кабриолет вдруг перевернется. На этот случай производители предусмотрели специальные защитные дуги, либо жестко закрепленные на кузове, либо активирующиеся автоматически. Они выполнены из высокопрочной профилированной стали или из труб с толстыми стенками и предназначены для того, чтобы уберечь головы пассажиров от соприкосновения с дорогой при опрокидывании кабриолета.

Однако, судя по серии тестов Ассоциации ADAC, в ходе которых автомобили помещались на движущуюся платформу под поперечным углом 23°, а перевозившая их конструкция разгонялась до 48,3 км/ч и резко останавливалась, выбрасывая кабриолет вперед, после чего тот несколько раз переворачивался, шанс выжить в такой аварии составляет 1:5. К примеру, из тестируемых бюджетных кабриолетов Opel Cascada, Renault Megane CC, Peugeot 308 CC и Volkswagen Golf Cabrio лишь у первого показатели защиты пассажиров соответствовали уровню «хороший». В конструкции всех остальных (даже с учетом указанных модификаций) присутствовали изъяны, которые в критической ситуации можно назвать роковыми для здоровья экипажа.

Иными словами, в автомобиле с открытым верхом, внешность которого даже в статике провоцирует на быструю агрессивную езду, лучше не лихачить, иначе это может закончиться большой бедой. Да и зачем это человеку, способному позволить себе иметь машину выходного дня? Неспешный променад будет и эффектнее, и безопаснее…

Зимой – не летом

Помимо обязательных мероприятий по подготовке автомобиля к зимнему сезону у владельцев кабриолетов, у которых вдруг возникло странное желание ездить на таком авто в снежное время года, появляется необходимость дополнительного ухода за складной крышей. Мягкий верх необходимо обработать водоотталкивающим составом, причем вряд ли одного раза на целый сезон будет достаточно, а для жесткого потребуется профилактика складывающего крышу механизма.

При дворовом хранении следует учитывать снеговую нагрузку на крышу и не допускать образования на ней тяжеловесных залежей – вряд ли их постоянное давление учитывалось при конструировании моделей с классификацией Convertible. Если складной механизм все же вышел из строя, техпомощь в пределах нашей страны можно вообще не найти, поскольку кабриолет – техника экзотическая, поэтому при ее покупке узнать о наличии профильного сервиса следует в первую очередь.

Кроме того, далеко не в каждой модели со складным верхом заднее стекло имеет контур обогрева, а значит, будет потеть. Не исключено, что в этом случае возможностей штатной климатической системы не будет достаточно как для его обдува, так и для устранения избыточной влажности в салоне (особенно это актуально для немолодых моделей вроде Saab 9-3 Convertible), о чем необходимо дополнительно позаботиться.

И потом кабриолет с поднятой крышей превращается в не самое комфортабельное купе, которое и вполовину не выглядит так эффектно, как его первоначальная версия. О жесткости кузова мы уже говорили, и отважиться на обгон фуры, сверху которой то и дело сыплются тяжеловесные снежные глыбы, способен лишь самый отчаянный владелец…

Лето не каждый день

Эксплуатация кабриолета в солнечный день – что может быть лучше и приятнее? Как ни странно, много чего, например, 8-балльные городские пробки… В этом случае «кабриоводы» приводят безапелляционные аргументы о том, что лобовое стекло и наружные зеркала в данном авто расположены так, чтобы воздушные завихрения с дороги не проникали в салон и не доставляли неудобств экипажу, но это актуально во время движения, а не в статике.

Не стоит забывать и о постоянной шумовой нагрузке, столь актуальной для оживленных улиц. Закрытый салон дает владельцу хотя бы иллюзию спокойствия, а в кабриолете приходится в буквальном смысле впитывать каждый посторонний звук. Единственным средством здесь будет громкая музыка, но способны ли вы воспринимать трехчасовое звучание любимых песен без последствий для психики? Добавим сюда пыль в жару и грязь после затяжного дождя, а также цветочную пыльцу, крайне опасную для аллергиков, – и вместе со счетом от бытовой химчистки получим не самый универсальный транспорт, который подчиняет себе владельца, а не наоборот.

Кстати об автомойке. Для кабриолета обычная «поливалка» из «Керхера» не годится – чтобы помыть такое авто, нужно искать специализированный сервис и заказывать дополнительную химчистку салона. Производители кабриолетов сделали кожаную обивку внутреннего мира своих авто не только ради эстетической составляющей – чистить ее куда проще, чем велюр или алькантару. И делать это придется часто, а стоят такие услуги недешево. Но красота ведь требует жертв, правда?

Когда хранение в основном опасное

Потому что безопасное осуществляется либо в собственном гараже, либо на охраняемой парковке. Оставить кабриолет, пусть и с поднятым верхом, во дворе спального района не самая лучшая мысль. В данном случае вау-эффект от такого автомобиля будет ему во вред, ибо как не обратить внимание на белую ворону, когда под окнами припаркованы лишь сороки да грачи?

Я о том, что по статистике кабриолеты из-за своей эксклюзивности угоняются редко, однако вандализму подвергаются как никакие другие типы авто. На страховых аукционах США часто можно увидеть подобный лот с отметкой «biohazard». В большинстве случаев это значит, что его салон был «отмечен» следами человеческой жизнедеятельности, то есть мочой, калом, рвотой или кровью, а иногда и всем сразу. Также американские гангста-рэперы не прочь погонять без спросу на подобной тачке по району, чтобы затем бросить ее без колес где-нибудь в кустах. Ничего не поделать – каждый воспринимает красоту по-своему…

***

Что имеем в сухом остатке? Прекрасное, но крайне непрактичное средство передвижения, которое с одинаковой гарантией обеспечит владельцу интересное знакомство с прекрасным полом и длительный «геморрой» в хранении и эксплуатации. Кабриолет прекрасно подойдет в качестве машины выходного дня или зажигательного экспоната для автовыставки, но не годится для ежедневного использования. Иначе владелец рискует так же быстро возненавидеть свою машину, как когда-то ее полюбил при покупке…

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

9 117 408
Запчастей
33 069
Шин
28399
Продавцов