Авторынок «Малиновка». Что там происходит сегодня
Корреспондент Bamper.by побывал в минувшие выходные на столичном авторынке. Были времена, когда на авторынке «Малиновка» яблоку негде было упасть. Имеется ввиду не только количество автомобилей, выставленных под открытым небом на продажу, но и желающих их купить.

Сегодня ситуация другая. На авторынке даже в выходные дни – тишина и спокойствие. В начале рынка – павильоны, где торгуют запчастями, там также не очень многолюдно. Многие продавцы в прямом смысле загорают на стульчиках или, «сообразив на троих», играют в карты. Покупателей можно пересчитать по пальцам.

– Мало людей, – говорит и продавец автомобильных шин Вадим. – Хотя в связи с новыми рекомендациями, что шины должны подешеветь от первого поставщика до конечного потребителя, цены немного снизились, и, соответственно, народ также немного оживился.
– На сколько у вас снизились цены на шины?
– Примерно на 10 процентов. Есть достаточно дешевые китайские позиции, российские также неплохо продаются. Как и все другие бюджетные марки. Например, шина от «Белшины» R15 стоит 115 рублей, китайская – 120, российские – немного дороже.

Вадим добавляет, что иногда в будние дни продажи у него даже лучше, чем в выходные.
– Сейчас же все стараются в выходные уехать за город, чтобы отдохнуть, – объясняет он.
На авторынке длинными рядами выстроены машины, выставленные на продажу автосалонами. Так удобнее для покупателей. Автомобили, как говорится, на любой вкус, цвет и содержимое кошелька. На лобовом стекле каждого авто – краткая информация о машине. Проходя мимо рядов, автоматически читаю:

- Маzda 6 Maximal – 2010 г., бензин, механика, 8 450 у.е.;
- Hyundai Solaris – 2015 г., объем -1.6, механика, 9 500 у.е.;
- Toyota RAV4 – 2008 г., 2,0, бензин, автомат, 10 950 у.е.;
- Peugeot 3008 – 2012 г., 1,6, дизель, механика, 10 950 у.е.;
- Volkswagen Touran – 2014 г., 1,6, дизель, автомат, 12 750 у.е.;
- Renault Espace Maximal – 2005 г., 2,2, дизель, механика, минивэн, 6 950 у.е.;
- Сitroen С3 Aircross – 2020 г., 1,5, дизель, автомат, 13 990 у.е.
Есть авто с указанием: «без пробега по РБ». Например, 7-местный Peugeot 5008 (2016 г., автомат) продается за 12 900 у.е., а Renault Clio (2018 г., дизель) – за 9 990 у.е.
Для тех, кто может себе позволить более дорогие автомобили, предлагаются, например, Skoda Kodiaq 2019 г. – 28 500 у.е., Volvo V60 2020 г. – 27 200 у.е. или Volkswagen Atlas 2018 г. – 26 150 у.е. При этом указывается, что торг уместен.
А вот две дизельные «юбилейные» Audi A4, которым в этом году исполнилось по 25 лет, можно купить за 5 950 и 6 450 долларов.
Другое дело, что покупателей на рынке в десятки (если не в сотни) раз меньше, чем продавцов.
Светлана и Сергей – молодая семейная пара, при этом свадьба у них была всего неделю назад.
– Медовый месяц – это, конечно, замечательно, но мы решили, что лучше все-таки купим машину, – молодожены оказались довольно прагматичными.
– Были какие-то свои сбережения, гости на свадьбу подарили деньги, так что планируем себе выбрать авто в пределах 10 тысяч долларов. Для нас автомобиль – это на самом деле не роскошь, а средство передвижения. А на море мы еще успеем съездить…
Продавцы на рынке рассказывают, что сегодня покупателей больше всего интересует средняя ценовая категория машин за 10-15 тысяч долларов. Но и здесь есть свои нюансы.

– В последнее время продажи машин значительно упали, – рассказывает мне представитель одного из автосалонов Андрей. – Как известно, с 1 марта 2025 года вступили в силу новые требования Национального банка при оформлении авто в лизинг физическим лицам. Что нужно было раньше для того, чтобы оформить лизинг? Только паспорт и аванс. Сейчас же обязательно нужно подтверждение дохода. Кроме того, кредитная нагрузка оценивается более строго. Для показателя долговой нагрузки установили предельное значение – не более 40 процентов. Это значит, что сумма ежемесячных платежей по всем обязательствам кредитного характера физического лица не должна превышать 40 процентов размера его среднемесячного дохода.
По словам собеседника, раньше лизинг пользовался большим спросом при покупке авто, но сейчас банки, проверив доходы людей, часто не дают одобрения на оформление лизинга.

– У нас раньше примерно 50 процентов покупателей покупали машины по лизингу, а сейчас они «отвалились», – добавляет Андрей. – Отправляешь десять человек с заявками на кредиты и лизинг – практически никто за покупкой не возвращается. Наверное, зарплаты не позволяют. Поэтому и стоят у нас по году машины, которые свыше 20 тысяч долларов. Раньше основными покупателями таких авто были россияне, но по новым правилам год машина должна находиться в Беларуси, и только потом ее можно ставить на учет в России. Вот они годами у нас здесь и стоят. Одним словом, нет оттока машин, оборота.
Кстати, на авторынке очень мало китайских машин, и собеседник это объясняет просто:

– В Минске достаточно магазинов по продаже китайских авто, поэтому рынок им и не нужен.
Андрей добавляет также, что при любых сложностях авторынок работал, работает и, как ему кажется, будет работать.
– Потому что человеку всегда лучше один раз вживую увидеть авто, которое продается, чем сто раз почитать о нем на каком-нибудь сайте. Да и поторговаться всегда можно…
11.06.2025