Автомобильные маскоты: от «Волги» до Rolls-Royce

Начиная с 60-х годов ХХ века носовые фигуры, или маскоты, стали исчезать из оформления автомобилей. Во-первых, они утратили свою практическую функциональность, во-вторых, стали небезопасными. Поэтому в 1968 году все жестко закрепленные дополнительные элементы на капотах были запрещены в США, а директива Европейского Совета 74/483/EEC поставила точку в этой традиции на другой стороне Атлантики.

Автомобильные маскоты: от «Волги» до Rolls-Royce

Сегодня лишь премиальные автобренды могут позволить себе украшать свои модели носовыми фирменными эмблемами, но и те обязательно должны быть установлены таким образом, чтобы поглощать энергию при столкновении. Тем не менее свой след в истории автомобилестроения носовые изображения оставили, и мы с удовольствием продолжаем рассказывать об этом.

Гончая и стрелка компаса

Бренд Lincoln Motor Company был зарегистрирован в 1917 году Генри Лиландом – одним из авторитетнейших автопромышленников Детройта, ранее основавшим Cadillac. Эту компанию он создал для выпуска люксовых автомобилей. Первая модель Lincoln сошла с конвейера в январе 1920 года.

На заливной горловине радиатора купе L-series красовалась пробка в виде фирменной эмблемы марки с указателем температуры охлаждающей жидкости. К слову, большинство маскотов других брендов выглядело именно так, как на фото выше.

С такими эмблемами автомобили Lincoln выходили до 1922 года, после чего марку выкупил Генри Форд. Смена владельца отразилась и на официальной символике LMC – с 1927 года весь модельный ряд бренда украшало литое бронзовое изображение гончей. Эта собака на протяжении 14 лет верой и правдой служила Эдселу Форду – старшему сыну Генри Форда, который в то время являлся генеральным директором бренда. Гончая символизировала скорость, выносливость и грацию, тем самым подчеркивая статусность автомобилей Lincoln. К слову, этот маскот украшал и некоторые модели Ford того времени.

Символ скорости LMC изменился в 1937 году после презентации сперва аэродинамически совершенного концепта Zephyr, а после и его серийной интерпретации. При этом от маскота гончей не отказывались вплоть до 1940 года – она продолжала украшать другие модели марки.

В 1940 году с приходом на рынок новой модели Continental сменился и маскот бренда. На сей раз Эдсел Форд предложил использовать картушку (подвижный диск) компаса. В этом был скрытый смысл: поскольку новую модель Lincoln предполагалось поставлять и в Европу, стилизованная стрелка символизировала влияние марки во «всех сторонах света». Изначально поверх компаса размещался рыцарский шлем, подчеркивавший элитарность бренда и самой модели Continental. Только в 1956 году картушка компаса стала самостоятельной эмблемой, присутствующей на всех моделях Lincoln. Со временем геральдический знак перекочевал на корму, а именно на выштамповку запасного колеса, где и прижился окончательно.

Прыгающая кошка

В наши дни отношение к автомобилям компании Jaguar нельзя назвать однозначным: за несколько последних десятилетий они из эталонной продукции превратились в предмет насмешек для богатеев и увязли в антирейтингах надежности как жаба в болоте. При этом мало кто знает, что эта марка и вовсе могла досрочно выбыть из истории автомобилестроения из-за своего первоначального названия. Согласитесь, игривая вывеска Swallow Sidecar (англ. «коляска-ласточка») априори не могла расположить к себе состоятельную клиентуру.

Впрочем, автомагнат Уильям Лайонс, которому принадлежал данный бренд, еще до Второй мировой осознал, что название пора менять. В нем он увидел негативный политический подтекст – стилизованное сокращение эмблемы с двойной «эс» недвусмысленно отсылало к аббревиатуре SS. Игривую ласточку, украшавшую первые автомобили и мотоциклы, тут уже вряд ли кто-то видел. Чтобы не лишиться клиентов, бренду было необходимо поменять имидж, причем сделать это срочно.

Новую фигурку для радиаторной пробки заказали известному в свое время скульптору Гордону Кросби. Он много думал о том, чтобы воплотить в маскоте кого-то из стремительных парнокопытных, но, увидев хищные изгибы моделей SS90 и SS100, а также услышав работу их двигателей, изменил свое мнение. Вскоре на капоте этих машин к прыжку приготовился грозный ягуар.

Первая официальная эмблема с атакующим ягуаром была сделана в 1935 году. Концепт оказался настолько удачным, что сохранился до сего дня с минимальными изменениями. Вслед за эмблемой бренд закономерно сменил и собственное название. Вместо «ласточки-коляски» Кросби предложил более подходящее для автомобильной компании наименование – Jaguar Cars. До недавнего времени новую эмблему, выполненную из латуни и покрытую серебром, клиентам марки предлагалось установить в качестве дополнительной опции по цене всего £2,5.

Парнокопытные – символ выносливости

Любопытно, что почти одновременно с Jaguar американский бренд Dodge искал подходящий для себя логотип, отражающий его индивидуальность. Этот заказ был поручен известному скульптору, профессору искусств Мичиганского университета Аварду Фэрбенксу. Ранее он неплохо справился с воплощением эмблемы Chrysler, за что получил роскошный седан Royal 8 в довесок к своему гонорару, а ведь в то время ни один преподаватель такой автомобиль позволить себе не мог. Так что и в этот раз профессор без промедления взялся за дело.

Недельное штудирование книг по анатомии животных привело к многочисленным, но неубедительным наброскам различных хищников, ни один из которых не понравился представителям компании. А вот шаржевые слепки горных баранов, которые скульптор сделал, чтобы просто размяться, внимание заказчиков привлекли. Заметив такую реакцию, Фэрбенкс прочитал им вдохновляющую лекцию о выносливости и находчивости этих парнокопытных, способных мастерски запутать следы и дать отпор даже крупному хищнику. Для боссов Dodge это оказалось лучшей презентацией, многое из сказанного легло в основу будущей пиар-компании автомобилей марки, чьи капоты украсили гарцующие барашки. Впоследствии их рогатое изображение легло в основу фирменного логотипа.

Список парнокопытных маскотов был бы неполным без грациозных оленей, украшавших капоты ГАЗ-12, а затем и первой «Волги». Такая фигурка была отлита в 1950 году Львом Еремеевым, заводским модельщиком, который скопировал это животное с червленого поля на гербе города Нижний Новгород (в то время он назывался Горький). Эти хромированные маскоты стали объектом массовой истерии: городская шпана регулярно спиливала их с родных гнезд, чтобы потом перепродать таким же горе-автомобилистам. Кроме того, выступая за линию бампера, этот олень представлял опасность для зазевавшихся пешеходов, которых было немало насажено на его рога. Впоследствии это и стало основной причиной замены маскота заводом-изготовителем на гладкую и обтекаемую, а потому безопасную «каплю».

Дух Экстаза

Пожалуй, самой знаменитой носовой фигурой в истории автомобилестроения является «Летящая леди», помещавшаяся на автомобили марки Rolls-Royce. Этот маскот был создан британским скульптором Чарлзом Сайксом. Его первоначальный вариант появился еще в 1910 году на авто Silver Ghost, принадлежавшем лорду Джону Эдварду Скотту-Монтегю. Для этой скульптуры позировала некая Элинор Торнтон. Она являлась секретаршей главного редактора журнала Car Illustrated и по совместительству была «музой» вышеуказанного лорда. Первый вариант статуэтки изображал молодую женщину, приложившую к губам палец, и назывался The Whisper (от англ. «шепот»).

Вскоре управляющий директор Rolls-Royce Motor Cars Клод Джонсон обратился к Сайксу с повторной просьбой. На этот раз он хотел получить универсальное несменяемое изваяние на радиатор всех машин марки. Все дело в том, что по примеру Скотта-Монтегю владельцы других автомобилей Rolls-Royce принялись устанавливать на радиатор всякую похабщину, сделанную по индивидуальным заказам, что, по мнению руководства бренда, негативно сказывалось на его репутации.

Сайкс взял за основу статуэтку Торнтон и изобразил ее в соответствии с идеалами RR: под порывами невидимого ветра ткань свободной туники, в которую была одета девушка, плотно облегала ее силуэт и клубилась за плечами в виде крыльев. Так получилась узнаваемая стилизация образа Ники – древнегреческой богини победы. Впрочем, лондонские снобы прозвали статуэтку «Элли в ночнушке», так как отношения мисс Торнтон и Скотта-Монтегю долго время активно обсуждались в богемной среде. Зато руководство Rolls-Royce в этот раз не стало внимать сплетням и отправило фигуру в серийное производство. Кстати, первоначально маскот был доступен лишь в качестве опции и стоил немалых денег, но людям он настолько нравился, что их не останавливала даже высокая цена.

Отметим, что Дух Экстаза (как эту фигурку теперь принято называть) является настоящим романтическим символом. Сама Элинор вскоре погибла в Средиземном море, находясь на пароходе «Персия», потопленном немецкой подлодкой у берегов Крита в 1915 году. В память о ней все автомобили Rolls-Royce, принадлежащие Монтегю, были украшены первоначальным вариантом фигурки, «Шепотом» (всего их было изготовлено четыре экземпляра). Все остальное – уже История.

***

Нетрудно догадаться, что перечисленные нами маскоты – далеко не все исторически знаковые логотипы, на которые стоит обратить внимание. Если вам интересно читать о них, поделитесь своим мнением в комментариях, и мы непременно учтем ваши пожелания при написании следующих материалов.

14.12.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов