Знаете ли вы, как правильно тормозить на мотоцикле?
Большинство мотоциклистов, успев получить заветную категорию «А» до наступления полноценного сезона, уверено, что может машинально выполнять простейшие маневры вроде проезда по прямой, «змейки» и торможения. Но что если на деле всё не так, как кажется? Сегодня поговорим о простых, но действительно важных для мотоциклиста вещах.
Немного теории
Первое, чему обучают в мотошколе, – это способности чувствовать свой двухколесник. Наработка правильных рефлексов поможет вовремя реагировать на дорожную обстановку и принимать эффективные решения.
Но одних лишь инстинктов в седле байка недостаточно, чтобы сократить тормозной путь или сохранить устойчивость. Если вы, к примеру, с ходу не можете ответить, как нужно тормозить в повороте, а когда следует выжимать сцепление, то пришла пора подтянуть свои навыки маневрирования. А перед этим изучить теорию, тем более что техник, способных помочь сохранить над мотоциклом контроль, существует достаточно.
Штатные и внештатные ситуации
При управлении мотоциклом может случиться ряд ключевых моментов, без своевременной реакции на которые можно потерять контроль. Один из них – экстренное торможение, выполнение которого поможет избежать столкновения с препятствием.
Многие мотоциклисты, в том числе и опытные, при выполнении этого маневра пытаются жать на клаксон и одновременно поворачивать. К сожалению, в критический момент пользы все эти одномоментные действия не принесут. Наоборот, риск опрокинуться для байкера повышается. Поэтому важно всегда сохранять рассудок холодным, выполняя одно действие за раз и напрягая все свои силы, чтобы сохранить контроль над мотоциклом. Причем нажимать на ручки тормоза следует плавно, чтобы не сорваться в занос. А вот инерцию байка лучше погасить торможением двигателем.
Большинство мотоциклистов избегает использования переднего тормоза, считая, что из-за него можно опрокинуться. На самом деле его рычаг нужно нажимать раньше и сильнее, чем рычаг заднего тормоза. Всё потому, что передний тормозной контур работает эффективнее и на деле более безопасен. Всему виной законы физики: в момент торможения переднее колесо нагружается сильнее, поэтому его контакт с дорожным покрытием лишь улучшается. А вот заднее колесо, наоборот, в этом случае теряет сцепление, поэтому подключать его к остановке надо осторожно.
Торможения в повороте по возможности лучше вообще избегать, так как при выполнении такого маневра риск сорваться в занос максимален. Но если выхода нет, лучше попробовать торможение двигателем, с крайней осторожностью помогая задним тормозом.
Сцепление выжимать следует настолько позже, насколько это возможно. Сохраняя связь мотора с задним колесом, вы сокращаете риск остановки его вращения, что гарантированно привело бы к срыву мотоцикла в юз. А вот перед остановкой байка сцепление надо выжать, чтобы мотор не заглох.
Предел перед заносом можно почувствовать, плавно нажимая на рычаги тормоза: критический момент приблизится, когда колеса начинают проскальзывать. Тут нужно отпустить рычаги и снова плавно нажать их. Это нехитрое действие поможет запомнить усилие, которое оптимально результативно на разных видах дорожного покрытия.
На мокрой дороге все правила, описанные выше, остаются в силе. Но тормозить в этом случае придется c меньшим усилием, активнее пользоваться торможением двигателем и постараться не делать ставку на передний тормоз. Технику езды в данных условиях лучше натренировать как следует, чтобы в критический момент всё сделать правильно.
***
Так сжато можно описать наиболее важные маневры с применением торможения на байке. Но здесь надо понимать, что они будут выполняться максимально результативно, если ваш двухколесник обслужен, на хорошей резине и с исправной тормозной системой. Берегите себя!
30.07.2023