Как появился каршеринг

Идея краткосрочной аренды автомобилей полностью оправдала себя, иначе не была бы такой популярной, причем как в мегаполисах, так и в областных городах. Это действительно очень удобно и выступает неплохой альтернативой службам такси, особенно с их «драконовскими» праздничными тарифами и тарифами выходного дня (хотя свою нюансы у каршеринга, безусловно, есть).

Как появился каршеринг

Одной из главных причин широкого распространения таких сервисов стала возможность удаленного контроля за машинами автопарков благодаря современному ПО и мобильному интернету. И тут нам стало интересно, как подобные услуги оказывались во времена, когда компьютеров еще не существовало…

Первые попытки

Идея сдачи автомобилей в кратковременную субаренду зародилась еще в начале ХХ века. К примеру, основатель одного из крупнейших и значимых брендов мирового автопрома Генри Форд после выпуска автомобиля Model T, больше известного в народе как «Жестянка Лиззи», уже в 1908 году предлагал своим потенциальным клиентам за символическую плату осуществлять двухдневные тест-драйвы. За такой срок люди успевали почувствовать себя полноправными автомобилистами, а некоторые привыкали к личному транспорту настолько, что всерьез задумывались о его покупке. К слову, на момент своего выхода Model T являлась самым дешевым автомобилем на рынке – стартовая цена составляла всего $825 и каждый год снижалась.

Согласимся, что позволить себе тест-драйвы выходного дня могли только производители с большим количеством выпускаемой продукции. Тем не менее в 1912 году в Германии появилась компания Sixt Autofahrten und Selbstfahrer, сделавшая прокат автомобилей главным направлением своего бизнеса. Что любопытно, бренд существует до сих пор, укоротив свое название до одного слова Sixt (в честь основателя Мартина Сикста), но все так же предоставляет своим клиентам машины в аренду, лизинг, а еще имеет в активе собственный каршеринговый сервис.

В США основателями арендного автобизнеса считаются выходцы из Небраски братья Сондерсы, купившие в 1916 году упомянутый выше Ford Model T и взимавшие с пользователей этого авто по 10 центов за милю. Вложения окупились так быстро, что спустя год они владели автопарком из 18 машин! Вскоре скромная фирма Saunders Drive-It-Yourself System превратилась в настоящую корпорацию с филиалами почти в каждом штате.

Конкуренцию братьям составил бизнесмен из Чикаго Уолтер Л.Джейкобс, который с 1923 года оказывал услуги по аренде автомобилей на парковках в аэропортах. Тем же самым занимался Уоррен Авис, к 1953 году сделавший из компании Avis Airlines Rent A Car System второй по величине бизнес в стране по присутствию арендных машин на парковках аэропортов.

Такси на Дубровку

К слову, аренда автомобилей осуществлялась и в СССР. Первый советский пункт проката открылся в Москве в 1956 году. Как ни странно, там можно было взять на время «Победу» или «Москвич» (престижный ГАЗ-21 появился позже) при условии, что гражданин умел ездить на авто. Парк этого пункта проката насчитывал 27 единиц различных моделей, но к 1960 году увеличился до 1000 единиц! Позже такие пункты проката стали функционировать при автобазах и в других городах Советского Союза.

За первый год услугами автобазы №12, где располагался упомянутый пункт проката, воспользовались 724 клиента. Через четыре года количество абонентов автомобильного проката вырастет до 20 тысяч. В одной только Москве машины в аренду возьмут 21.574 раза за год, а общий парк прокатных машин к 1960 году увеличится почти до 1000 единиц. При этом дешевым советский каршеринг назвать не получалось.

Минимальная цена суточной аренды после денежной реформы 1961 года составляла 90 копеек в сутки. В данном случае речь шла об автомобиле «Москвич-407». Но эта цена действовала только с десятых суток аренды. Если автомобиль брали на меньший срок, минимальный тариф составлял уже 1 рубль 20 копеек. Бензин и пробег оплачивались дополнительно.

ГАЗ-69 и «Волга» стоили, конечно, дороже. Так, за прокат последней надо было заплатить 2 руб. 90 коп. в сутки плюс 2,9 копейки за каждый километр пробега. С десятых суток аренда дешевела до 1 руб. 40 копеек. На месяц такую машину можно было арендовать за 44 рубля. Для сравнения: поездка в такси в те годы обходилась в 10 коп. за километр пути.

Такие решения давали большую свободу действий и, несмотря на кусачие цены, экономили деньги, если автомобиль арендовали вскладчину для поездки в отпуск на море или к родным. Чтобы это подчеркнуть, тема арендных авто неоднократно обыгрывалась в литературном и кинематографическом советском наследии.

Так, в романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» приключения главного героя Александра Привалова начинаются с того, что он едет в отпуск на арендованном «Москвиче-407». Именно так поступили и герои фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Кстати, в этом эпизоде кроется важный момент: к концу 1960-х каршеринг в СССР было решено закрыть, поскольку таксопарки, которым со временем навязали популярную услугу, стали нести убытки. Они должны были обслуживать арендные автомобили и предоставлять их водителям, но это уменьшало их основные доходы от самого извоза. Кроме того, арендные авто приходилось ремонтировать или даже отправлять на лом и заменять новыми за счет предприятий гораздо чаще из-за небрежной эксплуатации клиентами. Каршеринг вернулся в начале 1970-х, но был рассчитан исключительно на интуристов, что и обыгрывается в знаменитой комедии Эльдара Рязанова.

Как было в Европе

Сразу отметим, что прокат авто и каршеринг не совсем одно и то же. Во втором случае первопроходцами принято считать швейцарцев. В разрушенной войной Европе иметь личный транспорт считалось немыслимой роскошью. По этой причине в 1948 году в Цюрихе появился автоклуб Sefage. Его члены платили взносы, а взамен получали право пользоваться автомобилями, принадлежавшими организации.

Первый проект классической модели каршеринга, называвшийся Witkar («Белый автомобиль»), был запущен в Амстердаме в 1974 году. В тот год на дороги столицы Нидерландов вышли 35 крайне специфических электрокаров. Каждый желающий мог сесть в такую машину на одной из пяти станций и пользоваться ею сколько нужно сообразно тарифам почасовой оплаты.

Электрокар фактически представлял собой тележку с прозрачной кабиной. В то время аккумуляторы не могли похвастать большой ёмкостью, поэтому на длинную поездку их не хватало. На крыше электромобиля была контактная площадка, при помощи которой батареи подзаряжались, когда машина стояла на станции.

Человеку, желающему отправиться в поездку, требовалось всего лишь оплатить аренду, воспользовавшись магнитным ключом и набрав на пульте нужный номер. После этого необходимая сумма списывалась с банковского счета, а всей системой управлял новейший мини-компьютер PDP-11. Эта идея и ее реализация опередили свое время на десятилетия.

Публике понравился странный тип нового транспорта, хотя крошечные электромобили были двухместными и не очень удобными. Дело пошло в гору, и к концу 1976 года по Амстердаму колесило уже 150 машин Witkar. У создателя проекта, промышленного инженера Люда Шиммельпеннинка, были грандиозные планы по расширению, но через несколько лет проект стал нерентабельным, а к 1986 году и вовсе закрылся.

Уже на следующий год после крушения Witkar были основаны компании AutoTeilet-Genossenschaft (ATG) и ShareCom, которые стали предоставлять клиентам обычные бензиновые автомобили в краткосрочный прокат. Через 10 лет успешной работы обе компании пережили слияние в мультибренд Mobility, который неплохо чувствует себя и сегодня: его каршеринговый парк насчитывает около 3000 автомобилей.

***

К тому виду, в каком мы знаем его сегодня, рынок каршеринговых услуг пришел в конце ХХ века. До этого времени из сотен многочисленных компаний кратковременной и долгосрочной аренды дожили лишь десятки, после чего произошел ренессанс – сервисы обросли мобильными приложениями, благодаря которым забронировать машину для перемещения можно практически в любой точке мира. А ведь начиналось все с малого…

06.03.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 207 198
Запчастей
51 968
Шин
35404
Продавцов