Покупаем авто на вторичном рынке

К чему нужно быть готовым

Если вы твердо решили обновить автомобиль и никакая новостная повестка не может остановить вас на этом пути, самое время запастись терпением, так как мониторинг сотен объявлений – дело не быстрое. Не так давно bamper.by сам оказался в роли полноценного (не подставного) покупателя машины с рук и хочет поделиться полученным опытом со всеми остальными коллегами по несчастью, которым еще только предстоит сделать ряд шагов на тернистом пути покупки автомобиля с пробегом.


Покупаем авто на вторичном рынке

Отсутствие альтернативы

К сожалению, сегодня у автомобилистов не так много способов обновить свое транспортное средство. Новые машины из-за разрушенной логистики и ухода большинства производителей с внутренних рынков стоят космических денег, дилерские программы трейд-ин практически перестали функционировать, по крайней мере для физических лиц, а покупка аукционных авто из Европы и США превратилась в не самый выгодный и трудновыполнимый квест по причине выборочного бойкотирования белорусских и российских клиентов иностранными банками.

Ввиду этих причин количество объявлений о продаже б/у автомобилей увеличилось на порядок. Причем большая их часть, невзирая на описание, либо представляет собой уезженный хлам, либо является предметом откровенной аферы. Серьезно, настолько в лоб недобросовестные продавцы (назовем их так) покупателей даже в 1990-х не «разводили».

К слову, покупать авто с рук можно двумя путями: либо взаимодействовать с продавцом напрямую, либо отправиться в автохаус и попытаться выбрать что-нибудь из вернисажа выставленных там транспортных средств. При этом большинство автомобилистов предпочитает живой контакт с владельцами (или теми, кто выдает себя за таковых) понравившихся машин, игнорируя комиссионные площадки.

Как правило, ценник у последних выше на 15-20%, так как в него уже включена оплата услуг данных площадок, зато увидеть автомобиль там можно как есть, без купюр и «авторских доработок» (хотя исключения тоже бывают). Его даже можно отвезти на СТО для диагностики. При этом история владения автомобилем в большинстве случаев прозрачна, а обман юридически доказуем. И все же ценообразование – главный фактор, толкающий автомобилистов «идти в народ». А здесь без приключений никак не обойтись…

«Цыганская семья»

Как русский ученый Иван Петрович Павлов в свое время разделил характеры людей на четыре четко очерченных типа высшей нервной деятельности, или темперамента, так и bamper.by в своем невольном исследовании объединил стратегии продавцов «бэушки» в несколько ключевых. 

Самой неприятной из них оказалась та, что указана в подзаголовке. И речь идет вовсе не о шумном цыганском таборе, совершающем красочное музыкальное таинство вокруг продаваемой машины, а о непонятном и многоликом количестве ее владельцев. «Семейный автомобиль», «любимая машина тещи», «верный друг супруги» – такие словесные портреты все чаще появляются в описаниях к тому или иному авто. Чем руководствуются их авторы? Возможно, это попытка сыграть на теплых эмоциях, вызываемых у людей словами «семья», «дочь», «супруга». Но по факту в нашем тернистом путешествии по выбору машины они стали сигналами, что у такого ТС очень сложно либо невозможно определить владельца.

Элементарный пример: едем на встречу с владелицей Toyota Matrix, уверявшей, что машина пребывает в полной исправности, а сама она является единственной хозяйкой. По факту оказалось, что автомобиль оформлен на «мужа», а продается по доверенности и через счет-справку. Ни о чем подобном, ясное дело, во время продолжительных телефонных переговоров сказано не было, иначе кто бы поехал за 26 км от МКАД «на смотрины»…

О техническом состоянии продаваемых авто скажем отдельно, но такой подход – преступление против если не Уголовного кодекса, то элементарной порядочности. И ладно бы это был единичный случай, но продавцов автомобилей, оформленных на «брата жены», «маму двоюродной сестры», «папу тестя» мы объехали больше десятка. Не исключено, что это результат 140-го указа о льготной растаможке, но почему тогда большинство машин при этом не имело страховки, а «собственники» наотрез отказывались ехать в ГАИ (это был наш аргумент для проверки, покупать у них никто ничего не собирался), тыча в лицо доверенностью и счетом-справкой. Мы уже писали о том, чем опасны такие сделки: освежить память можно здесь.

«Хлопай ресницами…»

Еще один проверенный метод «развода» – миловидная девушка, которая, являясь фактической владелицей авто, внезапно забывает о любых его неисправностях и «косяках». «Машина заводится и едет», – четко написано в объявлении о продаже 12-летнего Nissan Micra. Приезжаем, но машина не заводится, потому что в ней... нет аккумулятора! «Если бы батарея в ней была, я бы вам все показала», – пожимает плечами хозяйка, потупив глаза. При этом ты не знаешь, чего хочешь больше: укутать ее в плед и погладить по голове или стереть с лица земли.

«Почему у вас ЭБУ выдает неисправности как новогодняя гирлянда?» – спрашиваем другую девушку, продававшую 15-летний Opel Astra. Часть неполадок светилась на приборной панели, часть показало наше диагностическое оборудование. «Мне мастера сказали, что эта машина просто не воспринимает нормально наше топливо…» – радостно поет златокудрое создание, и при этих звуках нам почти не жалко потраченных полутора часов времени. Почти…

Все бы ничего, ведь классические анекдоты про автомобили и блондинок появились не на пустом месте. Возможно, владелица действительно ничего не знала о проблемах своего ТС, инспектировать и обслуживать которое ей всю дорогу помогали добрые дяди. Тогда почему в двух из пяти случаев мы смотрели машину на пустыре, а один раз – возле пункта приема цветных металлов? Может быть, потому, чтобы соседи не слышали громкий мат разочарованных покупателей, которым целенаправленно «приседали на уши»? Тогда это уже не безобидный флегматизм, а еще одна разновидность циничного мошенничества.

«Машина времени»

Пожалуй, это самая большая группа среди обширного перечня продаваемых авто. По внешнему состоянию некоторых можно подумать, что они не только застали нефтяной кризис 1971 года, но и принимали участие во Второй мировой. Иначе как оправдать сквозную коррозию и наличие дырок в порогах?

«Жуков» нет, гнили нет», – повторяют как мантру продавцы самых гнилых и ржавых машин, как будто это поможет их собственности обрести приглядную внешность и состояние. В случае, где нам рассказали про «легкое тампонирование», на кузове присутствовали дыры натурально с палец, зато днище чернело нанесенным поверх ржавчины свежим антикором.

Такие фразы, как «безаварийное прошлое», «одни руки», «прозрачная сервисная документация», с высокой степенью вероятности означают обратное. К примеру, владелец Mitsubishi Lancer даже не вышел к нам из дома, когда заметил в наших руках толщиномер. Хотя по параболическому изгибу левой стороны машины, кое-как заделанному шпатлевкой, было видно все ее «безаварийное прошлое». Хозяйка Toyota Yaris недоуменно захлопала глазами (см. выше) в ответ на то, что она является фактическим четвертым владельцем данной машины. А регулярно обслуживаемый на СТО VW Polo даже не завелся… Все бы ничего, но каждый такой случай заставлял нас безвозвратно терять свое время, нервы и деньги, так что, решившись на покупку авто с рук, обязательно запаситесь в избытке всем этим.

«Гонщик, он же спринтер»

Рано или поздно эта «горячо любимая» категория водителей превращается в продавцов, вернее – в «продаванов» тех самых машин, на которых они так азартно «подрезали» всех на трассе и брали Гран-при «24 часов Ле-Мана» на каждом светофоре. Такие персонажи редко пускаются в пространные описания, даже фотографии своих «болидов» делают кое-как.

Комментировать здесь что-либо излишне. Машина гонщика, как правило, отличается стертыми до блеска педалями, перегретым мотором с металлической стружкой на щупе (это не преувеличение – силовой агрегат 15-летнего Seat Ibiza действительно находился на последнем издыхании), растянутой цепью ГРМ, ватными тормозами, уничтоженным катализатором и скрученным пробегом.

По факту вас заставляют созерцать автомобильный труп, не спрашивая вашего желания. Любые вопросы о причинах такого состояния авто натыкаются на резкое «нет» или «не знаю», хамский взгляд через глаза-щелочки и показное отсутствие интереса к вашей персоне, когда становится ясно, что покупать безжалостно убитое ТС вы не собираетесь. Жаль, что подобные объявления все еще проходят модерацию различных классифайдов и продолжают отбирать у людей их драгоценное время.

***

Почему вторичный рынок сегодня превратился в столь неприятный паноптикум, однозначно ответить сложно. Один хочет нажиться на сложившейся ситуации, другой расчетливо ищет своего дурака, а третий просто странным образом развлекается. При этом хорошие машины на «вторичке» по-прежнему встречаются, но стремительно продаются. Триггером здесь может служить дата публикации объявления: если авто висит в актуальном списке слишком долго, значит, с ним явно что-то не так.

Всем покупателям б/у авто мы желаем удачи и советуем не совершать импульсивных трат, тем более в одиночку. Верный напарник всегда убережет от необдуманного шага и не позволит потратить деньги на бесполезный хлам, тем более что они так непросто нам достаются.

08.09.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

11 704 868
Запчастей
37 398
Шин
33294
Продавцов