«Подснежники» на дорогах – скрытая угроза
Когда сходит снег, световой день увеличивается и начинает робко выглядывать солнце, на дорогах появляется отдельная каста водителей, называемая в народе «подснежниками». Эти автомобилисты исповедуют одним им понятные правила, от которых все прочие могут незаслуженно пострадать. Поэтому смотрим в оба, чтобы не было близких контактов с такими вот сезонными «явлениями» себе в убыток.

«Подснежник обыкновенный»
Происхождение этого развеселого сленгового наименования уходит к советским временам. «Подснежниками» тогда называли водителей, которые принципиально отказывались от зимней эксплуатации своих авто, «консервируя» их в гаражах до весны или просто оставляя во дворах под перманентным бдительным присмотром. Наверное, их можно было понять: автомобиль в те времена было достать непросто, поэтому беречь с горем пополам добытое транспортное средство для многих становилось чуть ли не смыслом жизни.
Как ни странно, явление это себя не изжило. Современные «подснежники» могут ездить не только на «копейках», которые разменяли уже полвека, или на Ford Escort и Peugeot 306 немного моложе, но и сидеть за рулем довольно свежих премиальных машин.

Объединяет их другое – общий тип поведения на дорогах. Такие водители редко смотрят по сторонам, перестраиваются в крайнюю полосу за несколько километров до нужного поворота и обожают «тошнить», придерживаясь нижнего предела разрешенной скорости и замедляя транспортный поток. Иными словами, ведут себя как типичные новички. Парадокс в том, что их формальный водительский стаж может исчисляться десятилетиями, но по факту «подснежник» – это неопытный сезонный драйвер, которому автомобиль нужен лишь для того, чтобы доехать из города на дачу и обратно (за редким исключением).
Самое интересное, что «подснежник обыкновенный» не имеет злого умысла в отношении других участников дорожного движения. Он либо опасается машин вокруг себя, поэтому держит неоправданно большую дистанцию в четыре корпуса от идущего впереди авто, либо старается никого не замечать, перестраиваясь в соседа справа, оказавшегося в «слепой» зоне, искренне веря, что окружающие увидят/поймут/простят.
При этом сезонный водитель почти наверняка забывает, как ведет себя автомобиль на ходу. Такие люди редко меняют резину, не говоря уже о регулировке развала/схождения, и когда машину ведет из-за этого в сторону, реагируют не сразу, забывая подруливать. С тормозным путем и разгоном та же история: ритм движения у «подснежника», как правило, резкий и рваный, а процесс выбора передачи на «механике» может занимать вдвое больше необходимого времени. Что уж тут говорить про считывание дорожной ситуации?

Поделать с такой категорией водителей практически ничего нельзя. Конфликт и «учительствование» в виде резкого торможения перед носом «подснежника» почти наверняка приведет к ДТП. А ответчик из «подснежника» еще хуже, чем водитель: он может сослаться на свой водительский стаж, почтенный возраст, награды или на резко ухудшившееся состояние здоровья из-за стресса, поэтому возмещение ущерба вы будете от него получать очень долго (если вообще получите), а сколько при этом потратите нервов… Словом, ругаться лучше даже не начинать. Так что, если вычислили «подснежника-дачника» на дороге, старайтесь держаться от него подальше.
«Подснежник озимый»
Это совершенно другая категория непредсказуемых водителей, которая оправданно причисляется к описываемой выше касте. Такие «подснежники» могут бросить часто недешевый автомобиль на придомовой парке на всю зиму не из экономии – расходы по реанимации транспортного средства после такой зимовки обычно высоки. Они поступают так из внутреннего разгильдяйства: то ли машина им не очень нужна, то ли попросту лень ею заниматься.
Автор этих строк лично знает персонажа, который два года подряд не мог вытащить из озера утопленный на рыбалке Patriot, потому что не успевал до поры, когда лед снова затянется, – ну занят человек, что тут скажешь. Да и доставать машину после такого плавания стоит лишь из уважения к природе…

На дороге «озимые подснежники» ведут себя еще более непредсказуемо, чем их старшие собратья. Они летают по трассе, играют в «шашки», дерзко обгоняют пробку по обочине, оттормаживаются перед самым носом соседей и хамски вклиниваются в соседний ряд, даже если их туда не пускали. В общем, отъявленные панки, а не водители.
Но опасны эти «подснежники» не только своим поведением. Проблема еще и в том, что машина после долгого простоя в сугробе, даже если ее удалось завести, может заглохнуть или сломаться в любой момент. Именно они часто встают на обочинах или посреди трассы с заглохшими моторами и заливающим асфальт маслом, антифризом или тормозной жидкостью. А здесь и до аварийной ситуации либо ДТП недалеко.
«Подснежник-первогодок»
Пожалуй, самая предсказуемая категория таких водителей. Нередко они обучаются в автошколах в зимние месяцы и аккурат к весне после получения «прав» выезжают на дорогу. Некоторые честно наклеивают на заднее стекло значок «У», давая понять остальным, что стаж у них практически отсутствует. Другие же стесняются это делать, нередко в ущерб себе и окружающим.
Из-за своей неопытности «подснежники-первогодки» ездят робко, постоянно оглядываясь. Маневры у них занимают много времени, при этом в любой момент неопытный водитель может запаниковать, резко остановиться или перестроиться в соседа по полосе, заглохнуть на перекрестке, показать правый поворот и поехать в противоположном направлении.

Все это создает аварийную обстановку, так что обгонять таких «подснежников» нужно очень внимательно. С последним, как правило, не справляются водители-«летчики», которые привыкли, что их все замечают издалека и уступают дорогу. «Первогодки» могут этого просто не знать и перестраиваются в последний момент прямо в такого «летуна». Ведь по своей природе неопытные «подснежники» крайне неохотно меняют полосу, но если уж решились на маневр, делают это внезапно и непредсказуемо. Также для «первогодок» характерен рваный режим разгонов и торможений. Неожиданно для себя они могут набрать пугающе высокую скорость на прямой, после чего резко тормозят, потом опять разгоняются – в итоге цикл замыкается, что очень раздражает остальных водителей, которые пытаются объехать вчерашних учеников даже по обочине.
Еще одной типичной проблемой «первогодок» оказывается подготовка к повороту на скоростной трассе. Такой «подснежник» перестраивается в крайнюю полосу задолго до нужной развязки, после чего начинает постепенно снижать скорость, собирая позади вереницу из страждущих обогнать его автомобилистов.
«Подснежники-мотоциклисты»
Это очень пестрая группа водителей. Ее костяк состоит из молодых и горячих владельцев мотоциклов, уставших ждать настоящей весны и решивших «прохватить» на скорости по еще не успевшей оттаять трассе. Заметить таких удается лишь по характерному звуку вопящего двигателя, уносящего ездока вдаль. Чем опасны такие фокусы на мокром асфальте, представить несложно…

Самое странное, что время от времени к таким «подснежникам» примыкают даже опытные мотоциклисты, на собственном опыте познавшие отличия шоссейной резины от спортивных сликов. Что сказать, кровь у любителей двухколесного транспорта по умолчанию горяча, главное, чтобы такой байкер, тьфу-тьфу, не попал под колеса вашей машины.
***
Межсезонье – самое раздражающее время для любого водителя. Оно сопровождается ограниченной видимостью, переменчивой погодой и нервозной дорожной обстановкой. А попавшие в этот взрывоопасный коктейль «подснежники» все типов нередко становятся причиной ДТП. Поэтому будьте внимательны и осторожны и чаще смотрите по сторонам, чтобы вовремя увидеть такого водителя и не столкнуться с ним на своем пути.
05.04.2023