Подержанный Hyundai Solaris: изучаем достоинства и недостатки
Продолжая рассматривать популярные представители В-класса в процессе длительной эксплуатации, мы не можем обойти стороной еще один известный автомобиль от корейского автопрома. Модель Solaris, реализуемая дилерами Hyundai в Беларуси под названием Accent, никогда не входила в тройку лидеров по продажам на внутреннем рынке, но год за годом стабильно занимала восьмое место в списке самых востребованных.
А популярность среди водителей РФ поднимает этот автомобиль в пользовательском рейтинге еще на несколько позиций, поэтому давайте присмотримся к нему внимательнее.
История модели
Субкомпактный Solaris является локализированной для РФ версией модели Accent, выпускаемой Hyundai Motor Company с 1995 года для рынков развивающихся стран, включая непосредственно Южную Корею, Китай, Индию, Турцию, Пакистан и Иран. Позже его выпуск распространился на Россию, Казахстан и Украину.
Так, производство этого автомобиля на заводе марки в Санкт-Петербурге было запланировано в 2010 году, тем же летом его прототип показали на Московском международном автосалоне (ММАС). Серийный выпуск модели начался немного позже, в январе 2011-го, после чего первые автомобили поступили в продажу.
Hyundai Solaris был создан для конкуренции с популярными в то время представителями B-класса – Volkswagen Polo и Renault Logan/Sandero. Для исключения внутренней конкуренции в течение 2010 года продажи других моделей марки вроде Getz и i20 в России были прекращены. При этом соплатформенный «бюджетник» Kia Rio, выпущенный примерно в то же время, прочно утвердился в той же нише и значительно перетянул на себя покупательскую аудиторию.
Данная модель выпускалась в кузове седан (4370х1720х1470 мм) и хэтчбек (4085х1720х1460 мм) с пятью уровнями комплектации (Base, Classic, Optima, Comfort, Family). Первый рестайлинг состоялся в 2014 году: изменения коснулись кузовной части, дизайна интерьера, технической части и состава комплектаций. К 2015 году реализация авто с начала его производства в РФ достигла 500 тысяч единиц.
Второе поколение Solaris было выпущено в 2017-м. Его разработкой руководил знаменитый специалист по дизайну Hyundai Motor Company Петер Шрайер, приложивший руку к созданию модельного ряда Volkswagen, Audi и Kia. Модель подверглась существенной технической модернизации. В частности, были заменены некоторые силовые агрегаты, по-иному настроена подвеска. Количество комплектаций сократилось до четырех (Active, Active Plus, Comfort, Elegance), зато их наполнение было расширено.
В 2021 году состоялся очередной рестайлинг. Автомобиль получил косметическое обновление (в частности, иную радиаторную решетку) и стал более технологичным.
Кузов и ЛКП
Начнем с того, что Kia Rio и Hyundai Solaris построены на одной платформе, а значит, логично предположить, что достоинства и недостатки у этих моделей общие. Но это соответствует действительности лишь частично. Если первый «кореец» демонстрировал феноменальную живучесть кузовного металла при относительной слабости лакокрасочного покрытия, то у второго с крепостью железа дела обстоят хуже.
Пользователи первой генерации «Солярисов» жаловались на тонкий корпус, в некоторых местах буквально прогибавшийся при нажатии пальцем. Множественные видео демонстрируют наличие «рыжиков» после сколов ЛКП, в отличии от Rio, стойко сносившего подобные удары судьбы.
При этом производитель утверждал, что кузов Solaris оцинкован по крышу, а после первого рестайлинга на заводе стали цинковать и ее, но, скорее всего, в Hyundai этот процесс выполнялся хуже, чем в Kia (в современном производстве лужение применяется редко – цинк просто добавляется в грунт), и от проблемы полностью не спас.
В зоне риска ранней кузовной коррозии модели оказывается кромка крыши, пороги, задние двери – все то, что подвергается воздействию «пескоструя» с дороги. Сюда традиционно можно добавить швы и вальцованные соединения силового каркаса, колесные арки и крылья, которые изнутри не всегда заполнены консервантом или заполнены избирательно. Кроме того, краска в Solaris легко царапается до металла в пятнах контакта, то есть вокруг дверных ручек и личинки замка багажника, особенно у хэтчбеков. Словом, стандартный набор всякого бюджетного авто, невысокая стоимость которого ограничивает производителя в реализации более удачных технологических решений. Что с этим делать, мы уже неоднократно писали…
Лак от царапин спасет бронепленка, а металл от ржавчины – проникающий антикоррозийный состав, с нанесением которого лучше не затягивать…
Бамперы в данной модели выполнены из качественного и толстого пластика, который отлично сопротивляется образованию трещин. Но их крепления к кузову оставляют желать лучшего и часто ломаются, что приводит к образованию постоянно увеличивающихся зазоров между бампером и крылом.
Силовые агрегаты
Автомобили Solaris первого поколения оснащались рядными 4-цилиндровыми 16-клапанными двигателями серии Gamma объемом 1,4 (4FA) и 1,6 (G4FC) литра c системой изменения фаз газораспределения. Эти агрегаты также ставились на упомянутый Kia Rio, отчего в народе они хорошо известны. Первый развивал мощность 107 «лошадей» и 135 Н*м крутящего момента, второй – 123 л.с. и 155 Н*м.
Любопытно, что модели с 1,6-литровым мотором пользовались большим спросом, чем версии с «младшим» силовым агрегатом, из-за чего доля продаж последних на рынке перед сменой генерации составила лишь треть общего объема.
По официальному регламенту рабочий ресурс данных агрегатов рассчитан на 180 тысяч км пробега, но регулярное и качественное их обслуживание может увеличить этот срок вдвое. В каждом двигателе обязательно нужно следить за состоянием цепи ГРМ и менять ее вместе с натяжителем при первых признаках износа. Также следует обратить внимание на подтекание масла из-под прокладки ГБЦ и сальника коленчатого вала после 100 тысяч км пробега, хотя данная проблема и не требует незамедлительного вмешательства.
Несмотря на утверждения производителя о всеядности данных моторов, одинаково хорошо потребляющих и 92-й, и 95-й бензин, разница обязательно скажется на расходе и ресурсе агрегатов, поэтому предпочтительнее заливать более качественное топливо. Другой стороной медали в топливной экономии может стать короткий срок службы каталитического нейтрализатора: на двигателе 1.4 уже к пробегу 60-70 тысяч он полностью забивается, хотя у «старшего» мотора живет вдвое дольше.
Владельцам первых Hyundai Solaris стоит обратить внимание на неудачную конструкцию радиатора. Рабочий ресурс этого оборудования весьма долог, что подтверждает малое количество зафиксированных замен, но все же со своей задачей оно справляется на пределе возможностей. Поэтому не стоит забывать чистить радиатор от грязи и мусора, иначе в летнюю жару его пониженная работоспособность приведет к перегреву мотора.
На выбор покупателям данного авто предлагались 5-ступенчатые механические и 4-ступенчатые автоматические коробки передач. «Автоматы» A4CF1 являлись видоизмененным вариантом модели F4A41 от Mitsubishi Motors. Несмотря на устаревшую конструкцию, агрегат оказался надежен в эксплуатации, но мог «тупить» и толкаться при переключении. В зависимости от манеры вождения его рабочий ресурс составляет 200-300 тыс. км, если не забывать каждые 60 тысяч менять фирменное масло. Кроме того, где-то на 150 тыс. км придется заменить накладки блокировки гидротрансформатора.
К работе «механики» (типа M5CF1) в сочетании с двигателем 1.4 у владельцев претензий не возникало, однако при работе с более мощным мотором агрегату не хватало запаса прочности – уже на пробеге 100 тыс. коробка начинала терять четкость включения передач и хрустеть. Игнорируя ситуацию, можно попасть на полноценную замену КПП вместо необходимого ремонта и замены муфты синхронизатора, шестерни и блокирующего кольца третей ступени.
В рестайлинговой версии производитель заменил оба этих агрегата на более современные, что устранило часть проблем, но добавило несколько новых. Так, обновленный 6-ступенчатый «автомат» A6GF1 соображал быстрее, но оказался требователен к чистоте смазочного материала и был восприимчив к перегреву, требуя к себе более внимательного отношения. «Механика» M6CF1 надежнее предшественницы, хотя нуждалась в периодической регулировке привода механизма выбора передач и регулярной замене выжимного подшипника.
Второе поколение Hyundai Solaris получило новые силовые агрегаты. Место «младшего» мотора серии Gamma занял аналогичный по объему движок серии Kappa (G4LC). Этот агрегат получил положительные отзывы большинства пользователей, которые назвали его сочетание с новой МКПП лучшим выбором для движения по городу и при обгоне на трассе. С учетом топливной экономичности (5,8 л на 100 км в смешанном цикле) и хорошего подхвата на 4500 об/мин этот двигатель является одним из главных достоинств обновленного автомобиля.
А вот «старший» мотор не получил глобального обновления. Вместо этого агрегат G4FG лишь модернизировали, установив другие поршни и систему изменения фаз газораспределения на обоих распределительных валах, соответственно модифицировав элементы привода газораспределительного механизма. Мощность агрегата при этом осталась прежней, тогда как описанные выше манипуляции положительно отразились на плавности хода авто. Хотя на шумность мотора при работе в зоне высоких оборотов жалуется большинство владельцев.
Ходовая часть
Первое поколение Solaris выпускалось с независимой передней подвеской типа McPherson и полузависимой пружинной задней. Для российских дорог этот узел в автомобиле был адаптирован плохо: недостаточно жесткие амортизаторы, установленные сзади, приводили к тому, что при скорости 120 км/ч на неровностях машина теряла устойчивость и отправлялась в боковой занос. Также имел место «эффект раскачки» задней оси при движении по плохой дороге.
Из-за несовершенства заводских настроек задней подвески, приводившего к опасной нестабильности авто на дороге, компания Hyundai трижды проводила модернизацию данного узла. В итоге проблему удалось устранить, хотя из-за возросшей жесткости подвески уровень комфорта для пассажиров заднего ряда во время движения значительно снизился.
Кроме того, неприятные сюрпризы могло преподнести рулевое управление. Так, первые автомобили комплектовались не совсем удачными узлами рулевых реек и насосов гидравлического усилителя руля. Данный узел мог протечь, а в самом рулевом механизме появлялся люфт рейки, сопровождаемый стуком, причиной чего являлась изношенная втулка, удерживающая правый конец зубчатой рейки. Ее по гарантии во время сервисного обслуживания меняли на более прочную металлическую.
По части настроек «ходовки» в рестайлинговой версии Solaris мнения пользователей разделились, хотя большинство удостоило высокой оценки управление автомобилем и его отработку неровностей. Иных пользователей не устраивает «держак» авто на прямой и явное виляние при попадании в колею, что породило аксиому, будто данный «бюджетник» – исключительно городской житель, не приспособленный к поездкам по трассе. Впрочем, и те и другие хвалят плавность хода авто и обратную связь руля на любых скоростях.
Что касается рабочего ресурса элементов подвески, то они не отличаются сверхнадежностью, но и особых хлопот не доставляют. К примеру, шаровые опоры служат не менее 60-80 тыс. км, обновленные амортизаторы выхаживают 50-70 тысяч, передние рычаги – до 100 тыс. км, задние – еще больше. А вот стойки и втулки стабилизатора приходится менять чаще, каждые 20 тысяч пробега.
Салон
В первую очередь пользователи хвалят эргономику и оформление внутреннего убранства автомобиля. По части расположения основных приборов Solaris выглядит на класс выше собственного, так как салон смотрится солидно. Увы, в процессе эксплуатации внешний лоск быстро исчезает, обнажая бюджетную изнанку авто, отразившуюся на качестве материалов.
Во-первых, всем генерациям Hyundai Solaris мучительно не хватает шумоизоляции, особенно в области передних колесных арок, посторонние звуки из-под которых отчетливо слышны. Во-вторых, очень быстро салон машины наполняется посторонними скрипами – это разрушается подкладочный материал, препятствующий контакту пластиковых панелей друг с другом. В итоге посторонние звуки появляются всюду: в районе лобового стекла, из рулевой колонки, из-под передних сидений или из бардачка (в последнем случае виноват впускной клапан системы вентиляции, расположенный на крышке салонного фильтра). Избежать этого вряд ли получится, но в качестве альтернативы неприятные звуки можно заменить приятными, установив в авто качественную стереосистему.
В-третьих, на всех видимых поверхностях салона появляются царапины. Особенно страдает покрытие рулевого колеса и кулисы КПП, а также серебристая рамка магнитолы, которая из украшения быстро превращается в устрашение интерьера авто.
В-четвертых, многие владельцы жалуются на тесноту галерки, ведь пространства заднего сиденья хватает лишь субтильным юношам и девушкам. Рослые люди упираются коленями в спинки передних кресел, а макушкой – в потолок авто. Данный недостаток типичен почти для всех представителей В-класса, поэтому и здесь многого от производителя ждать не стоит. Впрочем, во второй генерации авто колесная база увеличилась аж на 30 см, так что и позади водителя места прибавилось.
В-пятых, при пробегах около 100 тыс. км в машине заметно ослабевают фиксаторы дверей, так что нужно быть осторожным, открывая дверь на заполненной парковке, – задеть соседей будет проще простого…
В-шестых, гордость Solaris, его 470-литровый багажник, склонен к появлению плесени. Причин у этого может быть несколько: либо влага проникает в отсек снизу, либо протекают уплотнительные резинки, либо в задней части авто нет полноценного дренажа, из-за чего влага и скапливается.
В-седьмых, многие пользователи жаловались на неоптимальную работу климатической системы, из-за которой потеют стекла и с трудом охлаждается салон (если машина без тонировки).
Стекла, фары, зеркала
Эффектная внешность – это и достоинство, и недостаток Solaris, поскольку от формы и конструктивных особенностей различных элементов зависит их функциональность.
К примеру, из-за низкого клиренса (всего 160 мм) автомобиль с поразительной меткостью ловит камни из-под колес соседей по трассе своим лобовым стеклом. Оно мало чем отличается от лобовика соплатформенного Kia Rio – такое же мягкое и маркое, поэтому образование трещин на нем дело обычное.
По той же причине крепления элементов зеркал заднего вида выполнены неудачно и в сильный мороз могут потрескаться. Еще одним опасным моментом в конструкции корейского авто является подсветка номерного знака: рабочий ресурс пластмассовых плафонов составляет не более 5 лет, после чего пластик начинает сыпаться, а фонари – пропускать влагу. Из-за этого может «коротнуть» вся проводка, поэтому менять плафоны следует сразу же, едва перестанет светить хотя бы одна лампочка.
Неудачно придуманы и крепления противотуманных фар – даже в случае небольшого контакта с препятствием или при сильной вибрации ПТФ могут обломать кронштейны крепления бампера, из-за чего элемент придется менять.
Что касается эффективности головной оптики, то в это больное место Hyundai Solaris не пнул только ленивый. Из-за дизайна кузова в данной модели применены фары сложной конструкции, в которых форма рассеивателя далека от оптимального для осветительного прибора круга.
При этом в модели используется самая простая конструкция фары с одним рассеивателем и одной лампочкой на ближний и дальний свет. В формальные нормы характеристики такой оптики вписываются, но качественное освещение получить не удается, особенно в дождь.
В топовых комплектациях рестайлинговой версии появилась линзованная оптика с улучшенными характеристиками, а в новом поколении – светодиодные фары, которые лишены подобных проблем. Но «Солярисов» первого поколения с неудачными фарами тоже колесит немало. Причем после длительной эксплуатации и без того невысокая эффективность их оптики снижается из-за мутнеющих плафонов.
Данная проблема, к сожалению, не «лечится» даже заменой штатных галогенок на более дорогие и качественные лампы, поэтому владельцы пускаются во всевозможную незаконную кустарщину, которую bamper.by решительно осуждает.
Тормоза
В Hyundai Solaris установлена двухконтурная диагональная тормозная система. Это значит, что при нажатии на педаль тормоза один контур останавливает правое переднее и левое заднее колеса. Передние тормоза в данной модели дисковые, а задние могут быть и барабанными в зависимости от комплектации.
Как и во всем остальном модельном ряду Hyundai, тормозная система Solaris отличается надежностью и проблем в эксплуатации не создает. Главное здесь – своевременно менять тормозные колодки (каждые 30 тыс. км), а при характерном износе – тормозные диски.
Стоит отметить, что внутренние тормозные колодки данного авто снабжены акустическими индикаторами износа, которые известят о необходимости замены скрежетом при торможении. Эти «расходники» также следует обновить в случае замасливания накладок, при обнаружении на них глубоких борозд, трещин или сколов.
Причем колодки тормозных механизмов необходимо менять только комплектом – все четыре штуки на обоих передних (или задних) колесах. Замена колодок лишь одного тормозного механизма может привести к уводу автомобиля в сторону при резком замедлении.
***
Несмотря на некоторые явные недочеты в конструкции, Hyundai Solarisбыл и остается одним из самых востребованных автомобилей современности. Пусть эта модель не слишком популярна в Беларуси, зато в России она лидирует по количеству угонов в своем классе, что говорит о многом. На стороне данного авто – относительно невысокая стоимость, сбалансированная «ходовка» и отличная внешность, поэтому не стоит его недооценивать.
10.03.2022